В
Саваттхи.
[Благословенный сказал]: «Монахи, я научу вас возникновению и
исчезновению мира. Слушайте внимательно, я буду говорить».
«Да, Учитель»
– ответили монахи. Благословенный сказал:
«И
каково, монахи, возникновение мира? В зависимости от глаза и
форм возникает сознание глаза. Встреча [этих] трёх – это контакт.
С контактом как условием, чувство [возникает]. С чувством как
условием, жажда [возникает]. С жаждой как условием, цепляние
[возникает]. С цеплянием как условием, существование [возникает].
С существованием как условием, рождение [возникает]. С рождением
как условием, старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, недовольство
и отчаяние возникают. Таково, монахи, возникновение мира1.
В зависимости от уха и звуков…
В зависимости от носа и запахов…
В зависимости от языка и вкусов…
В зависимости от тела и тактильных ощущений…
В зависимости от ума и ментальных феноменов возникает сознание
ума. Встреча [этих] трёх – это контакт. С контактом как условием,
чувство [возникает]. С чувством как условием, жажда [возникает].
С жаждой как условием, цепляние [возникает]. С цеплянием как условием, существование [возникает]. С существованием как условием, рождение [возникает]. С рождением как условием, старение-и-смерть,
печаль, стенание, боль, недовольство и отчаяние возникают. Таково,
монахи, возникновение мира.
И
каково, монахи, исчезновение мира? В зависимости от глаза и
форм возникает сознание глаза. Встреча [этих] трёх – это контакт.
С контактом как условием, чувство [возникает]. С чувством как
условием, жажда [возникает]. Но с безостаточным угасанием и
прекращением этой самой жажды происходит прекращение цепляния.
С прекращением цепляния – прекращение существования. С прекращением
существования – прекращение рождения. С прекращением рождения
старение-и-смерть, печаль, стенание, боль, недовольство и отчаяние
прекращаются. Таково прекращение всей этой груды страдания.
Это, монахи, является исчезновением мира.
В зависимости от уха и звуков…
В зависимости от носа и запахов…
В зависимости от языка и вкусов…
В зависимости от тела и тактильных ощущений…
В зависимости от ума и ментальных феноменов возникает сознание
ума. Встреча [этих] трёх – это контакт. С контактом как условием,
чувство [возникает]. С чувством как условием, жажда [возникает].
Но с безостаточным угасанием и прекращением этой самой жажды
происходит прекращение цепляния. С прекращением цепляния – прекращение
существования. С прекращением существования – прекращение рождения.
С прекращением рождения старение-и-смерть, печаль, стенание,
боль, недовольство и отчаяние прекращаются. Таково прекращение
всей этой груды страдания. Это, монахи, является исчезновением
мира».
|