Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Локаятика-сутта: Космолог
СН 12.48

 
редакция перевода: 06.03.2025
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 584"

В Саваттхи. И тогда брахман-космолог подошёл к Благословенному и обменялся с ним приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями он сел рядом и сказал ему:
«Так как же, господин Готама, всё существует?»
«Всё существует» – это, брахман, старейшая космология».
«В таком случае, господин Готама, всё не существует?»
«Всё не существует» – это, брахман, вторая космология».
«Так как же, господин Готама, всё является единым?»
«Всё является единым» – это, брахман, третья космология».
«В таком случае, господин Готама, всё является множественностью?»
«Всё является множественностью» – это, брахман, четвёртая космология1».
Не склоняясь ни к одной из этих крайностей, Татхагата учит Дхамме посредством середины: «С неведением как условием, формирователи [возникают]… …Таково происхождение всей этой груды страданий. Но с безостаточным угасанием и прекращением неведения происходит прекращение формирователей… …Таково прекращение всей этой груды страданий»2.
Когда так было сказано, тот брахман обратился к Благословенному: «Великолепно, господин Готама! Великолепно, господин Готама! Как если бы он поставил на место то, что было перевёрнуто, раскрыл спрятанное, показал путь тому, кто потерялся, внёс лампу во тьму, чтобы зрячий да мог увидеть, точно так же господин Готама различными способами прояснил Дхамму. Я принимаю прибежище в господине Готаме, прибежище в Дхамме и прибежище в Сангхе монахов. Пусть господин Готама помнит меня как мирского последователя, принявшего прибежище с этого дня и на всю жизнь».


1 Согласно Комментарию, первое и третье воззрение относится к этернализму, а второе и четвёртое к аннигиляционизму.

2 Этот фрагмент раскрывается по стандартной схеме зависимого возникновения, как в СН 12.1


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.