Однажды
Достопочтенный Сарипутта и Достопочтенный Махакоттхита пребывали
рядом с Варанаси в Оленьем Парке Исипатаны. И тогда, вечером,
выйдя из своего затворничества, Достопочтенный Махакоттхита отправился
к Достопочтенному Сарипутте и по прибытии обменялся с ним вежливыми
приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями
он сел рядом. Затем он обратился к Достопочтенному Сарипутте:
«Скажи мне, друг Сарипутта: старение и смерть самосотворяются,
сотворяются кем-то, или и самосотворяются и сотворяются кем-то,
или же без самосотворения или сотворения кем-то они возникают
спонтанно?»
«Нет,
друг Коттхита, не так оно, что старение и смерть самосотворяются,
сотворяются кем-то, или и самосотворяются и сотворяются кем-то,
или же без самосотворения или сотворения кем-то они возникают
спонтанно. Но, имея рождение в качестве необходимого условия,
возникают старение и смерть».
«Скажи мне, друг Сарипутта: рождение…
«Скажи мне, друг Сарипутта: становление…
«Скажи мне, друг Сарипутта: цепляние…
«Скажи мне, друг Сарипутта: жажда…
«Скажи мне, друг Сарипутта: чувство…
«Скажи мне, друг Сарипутта: контакт…
«Скажи мне, друг Сарипутта: шесть сфер чувств самосотворяются,
сотворяются кем-то, или и самосотворяются и сотворяются кем-то,
или же без самосотворения или сотворения кем-то они возникают
спонтанно?»
«Нет,
друг Коттхита, не так оно, что шесть сфер чувств самосотворяются,
сотворяются кем-то, или и самосотворяются и сотворяются кем-то,
или же без самосотворения или сотворения кем-то они возникают
спонтанно. Но, имея имя-и-форму в качестве необходимого условия,
возникают шесть сфер чувств».
«Скажи
мне, друг Сарипутта: имя-и-форма самосотворяется… возникает
спонтанно?»
«Нет,
друг Коттхита, не так оно, что имя-и-форма самосотворяется…
возникает спонтанно. Но, имея сознание в качестве необходимого
условия, возникает имя-и-форма».
«Скажи
мне, друг Сарипутта: сознание самосотворяется… возникает спонтанно?»
«Нет,
друг Коттхита, не так оно, что сознание самосотворяется… возникает
спонтанно. Но, имея имя-и-форму в качестве необходимого условия,
возникает сознание».
«Друг
Сарипутта, я понял твоё утверждение так: «Не так оно, друг Коттхита,
что имя-и-форма самосотворяется… возникает спонтанно. Но, имея
сознание в качестве необходимого условия, возникает имя-и-форма.
Но затем я понял [следующее] твоё утверждение таким образом:
«Не так оно, друг Коттхита, что сознание само-cотворяется… возникает
спонтанно. Но, имея имя-и-форму в качестве необходимого условия,
возникает сознание». Как понимать значение этих утверждений?»
«Хорошо,
друг Коттхита, я приведу для тебя пример, поскольку бывает так,
что с помощью примера умный человек может понять значение того,
что было сказано. Представь, как если бы две связки тростника
стояли, опираясь на друга. Точно также, имея имя-и-форму в качестве
необходимого условия, возникает сознание, а имея сознание в
качестве необходимого условия, возникает имя-и-форма. Имея имя-и-форму
в качестве необходимого условия, возникают шесть сфер чувств.
Имея шесть сфер чувств в качестве необходимого условия, возникает
контакт. Имея контакт в качестве необходимого условия, возникает
чувство. Имея чувство в качестве необходимого условия, возникает
жажда. Имея жажду в качестве необходимого условия, возникает
цепляние. Имея цепляние в качестве необходимого условия, возникает
становление. Имея становление в качестве необходимого условия,
возникает рождение. Имея рождение в качестве необходимого условия,
возникают старение и смерть, печаль, стенание, боль, беспокойство
и отчаяние. Вот как возникает вся эта груда страданий.
Если
кто-либо выдернул бы одну из этих связок тростника, то другая
бы упала. Если бы он выдернул другую, то упала бы первая. Точно
также, с прекращением имени-и-формы происходит прекращение сознания.
С прекращением сознания происходит прекращение имени-и-формы.
С прекращением имени-и-формы происходит прекращение шести сфер
чувств. С прекращением шести сфер чувств происходит прекращение
контакта. С прекращением контакта происходит прекращение чувства.
С прекращением чувства происходит прекращение жажды. С прекращением
жажды происходит прекращение цепляния. С прекращением цепляния
происходит прекращение становления. С прекращением становления
происходит прекращение рождения. С прекращением рождения происходит
прекращение старения и смерти, печали, стенания, боли, беспокойства
и отчаяния. Вот так прекращается вся эта груда страданий».
«Удивительно,
друг Сарипутта, поразительно, друг Сарипутта, как хорошо всё
это было сказано Достопочтенным Сарипуттой. И я радуюсь хорошим
утверждениям Достопочтенного Сарипутты по отношению к этим тридцати
шести темам1. Если монах учит
Дхамме ради устранения очарованности, ради бесстрастия и прекращения
в отношении старения и смерти, то он заслуживает того, чтобы
его называли оратором Дхаммы. Если он практикует ради устранения
очарованности, ради бесстрастия и прекращения в отношении старения
и смерти, то он заслуживает того, чтобы его называли монахом,
практикующим Дхамму в соответствии с Дхаммой. Если через устранение
очарованности, бесстрастие и прекращение по отношению к старению
и смерти он освобождён, то он заслуживает того, чтобы его называли
достигшим ниббаны здесь-и-сейчас.
Если
монах учит Дхамме ради устранения очарованности, ради бесстрастия
и прекращения в отношении рождения… становления… цепляния… жажды…чувства…
контакта… шести сфер чувств…имени-и-формы…
сознания… формирователей… невежества, то он заслуживает того,
чтобы его называли оратором Дхаммы. Если он практикует ради
устранения невежества, ради бесстрастия и прекращения в отношении
невежества, то он заслуживает того, чтобы его называли монахом,
практикующим Дхамму в соответствии с Дхаммой. Если через устранение
очарованности, бесстрастие и прекращение по отношению к невежеству
он освобождён, то он заслуживает того, чтобы его называли достигшим
ниббаны здесь-и-сейчас».
|