Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Саддхаммапатирупака-сутта: Поддельная Дхамма
СН 16.13

 
редакция перевода: 13.03.2025
Перевод с английского: SV

Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики. И тогда достопочтенный Махакассапа отправился к Благословенному, поклонился ему и сел рядом. И затем он обратился к Благословенному: «В чём причина, в чём условие, уважаемый, того, что прежде было меньше правил [монашеской] тренировки, но больше монахов, утверждённых в окончательном знании, тогда как сейчас больше правил тренировки, но меньше монахов становятся утверждёнными в окончательном знании?»1
«Именно так оно, Кассапа. Когда существа деградируют и подлинная Дхамма исчезает, то тогда имеется больше правил тренировки, но меньше монахов становятся утверждёнными в окончательном знании. Исчезновения подлинной Дхаммы, Кассапа, не наступает, покуда в мире не возникает поддельная Дхамма. Но когда появляется поддельная Дхамма , подлинная
Дхамма исчезает2. Подобно тому, Кассапа, как золото не исчезает, покуда поддельное золото не появляется в мире, но золото исчезает, когда поддельное золото появляется в мире точно так же и подлинная Дхамма не исчезает, покуда поддельная Дхамма не появляется в мире, и подлинная
Дхамма исчезает, когда поддельная Дхамма появляется в мире3.
Не элемент земли, Кассапа, заставляет подлинную Дхамму исчезнуть. Не элемент воды… не элемент огня… не элемент воздуха заставляет подлинную Дхамму исчезнуть4. Но никчёмные люди, которые появляются здесь, [в Сангхе], заставляют подлинную Дхамму исчезнуть. Подлинная Дхамма не исчезает подобно тому, как внезапно тонет корабль5.
Есть пять пагубных вещей, Кассапа, что ведут к разрушению и исчезновению подлинной Дхаммы. Какие пять?

* Бывает так, что монахи, монахини, миряне и мирянки живут без уважения и почтения к Учителю.
* Они живут без уважения и почтения к Дхамме.
* Они живут без уважения и почтения к Сангхе.
* Они живут без уважения и почтения к тренировке.
* Они живут без уважения и почтения к сосредоточению6.

Таковы, Кассапа, пять пагубных вещей, что ведут к разрушению и исчезновению подлинной Дхаммы.
Есть пять вещей, Кассапа, что ведут к продолжительности подлинной Дхаммы, к её не-разрушению и неисчезновению. Какие пять? Бывает так, что монахи, монахини, миряне и мирянки живут с уважением и с почтением к Учителю… к Дхамме… к Сангхе… к тренировке… к сосредоточению. Таковы, Кассапа, пять вещей, что ведут к продолжительности подлинной Дхаммы, к её не-разрушению и не-исчезновению».


1 По заметке Дост. Бхиккху Бодхи: "Вероятно, этот беспокоящий Кассапу вопрос был предтечей созыва им Первого Буддийского Собора после смерти Будды (описывается в Винае Чв 11). Там мы видим, что первыми проявлениями искажённой Дхаммы становятся заявления старого монаха по имени Субхадда (который радуется тому, что теперь не придётся выполнять все указания Будды, а можно жить как вздумается). Махакассапа созывает Первый Собор именно по той причине, чтобы истинная Дхамма и Виная смогла бы существовать в течение длительного времени и не могла бы быть [с лёгкостью] замещена искажённой Дхаммой нечестивых монахов".

2 Небезынтересно, что Комментарий здесь, помимо иных объяснений на эту тему, перечисляет собрания текстов, являющихся искажённой Дхаммой, которые уже существовали к моменту написания Комментария. Говорится, что к текстам, являющимся искажённой Дхаммой, относятся:

"Секретная Виная" (гулха-виная),
– "Секретная Вессантара",
– "Секретная Махосадха",
– "Ванна Питака",
– "Ангулимала Питака",
– "Раттхапала-гадджита",
– "Алавака-гадджита",
– "Ведалла Питака".

Под-Комментарий поясняет, что Ведалла Питака является Ветулла Питакой, которая, по одним из мнений, считалась принесённой из царства нагов, а по другим – появившейся в результате дебатов. В любом случае она противоречит Слову Будды (буддхавачана), поскольку в ней утверждаются противоречивые вещи, а также в ней не видно учений, которые вели бы к устранению загрязнений. Таким образом, этот текст может быть только лишь причиной возникновения загрязнений. Под-Комментарий также полагает, что Ведалла Питака, скорее всего, была собранием сутр Махаяны. В Ланкийских хрониках о сутрах Махаяны говорится как о Ветуллаваде, и Под-Комментарий, видимо, упоминает о распространённой в то время вере в то, что Нагарджуна принёс сутры Праджня-Парамиты из царства нагов.


3 По заметке Дост. Тханиссаро: "Разумеется, золото не исчезает полностью только потому, что появляется поддельное золото. Оно просто перестаёт использоваться: люди начинают считать, что поддельное золото использовать проще. Возможно, в этом сравнении с золотом имелось в виду, что пока существует только подлинное золото, люди не сомневаются в его подлинности. Когда наличествует и поддельное и настоящее золото, то всё золото подвергается сомнению, и люди в итоге выбирают то, что им больше нравится и что проще использовать".

4 Смысл здесь таков, что подлинная Дхамма не исчезнет внезапно из-за природных катаклизмов как наводнения, пожары, землетрясения или ураганы.

5 По заметке Дост. Бхиккху Бодхи, Канонический Комментарий говорит здесь о том, что подобно тому, как если нагружать лодку товарами, она не тонет от этого, то точно так же учёность (изучение) в Дхамме не является причиной того, что она утонет, поскольку практика приносит плоды только после тщательного изучения и т.п. Однако, едва ли трактовка Комментария является адекватной, поскольку в других местах Канона слово "адикена" понимается как "внезапно, мгновенно, за один раз", в противоположность "анупуббена" – то есть "постепенно". Короче говоря, имеется в виду, что подлинная Дхамма не исчезает мгновенно, а это долгий и постепенный процесс.

6 Комментарий поясняет, что здесь имеется в виду 8 достижений в самадхи (аттха-самапаттийо), то есть четыре джханы и четыре бесформенных сферы, а также подразумевается и стремление в практике к обретению подобных достижений. По мнению Дост. Брахмали, подобное отсутствие уважения можно наблюдать в поздней тхеравадинской традиции, где утверждается, что достижение даже первой джханы не является обязательным для достижения арахантства. См. подробнее в его эссе "Джхана и локуттара-джхана".


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.
Будда