В
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, эта сансара не имеет
постижимого начала. Первого момента не увидеть, когда существа [начали] блуждать и скитаться [в круговерти перерождений], заграждённые неведением и опутанные жаждой.
Монахи,
приходит время, когда великий океан высыхает и испаряется и
более не существует, но, всё же, я говорю вам, не наступает
конца страданий тех существ, которые блуждают и скитаются [в
круговерти перерождений], заграждённые неведением и опутанные жаждой.
Монахи,
приходит время, когда Синеру, царь всех гор, сгорает и рушится
и более не существует, но, всё же, я говорю вам, не наступает
конца страданий тех существ, которые блуждают и скитаются [в
круговерти перерождений], заграждённые неведением и опутанные жаждой.
Монахи,
приходит время, когда великая земля сгорает и рушится и более
не существует, но, всё же, я говорю вам, не наступает конца
страданий тех существ, которые блуждают и скитаются [в круговерти
перерождений], заграждённые неведением и опутанные жаждой.
Представьте,
монахи, собаку на привязи, что была бы привязана к прочному
столбу или колонне. Если бы она ходила, то ходила бы рядом с
этим самым столбом или колонной. Если бы она стояла, то стояла
бы рядом с этим самым столбом или колонной. Если бы она сидела,
то сидела бы рядом с этим самым столбом или колонной. Если бы
она лежала, то лежала бы рядом с этим самым столбом или колонной.
Точно
так же, монахи, необученный заурядный человек считает материальную
форму таковой: «Это моё, я таков, это моё «я». Он считает чувство…
восприятие… формации… сознание таковым: «Это моё, я таков, это
моё «я». Если он ходит, то ходит рядом с этими пятью совокупностями,
подверженными цеплянию. Если он стоит, то стоит рядом с этими
пятью совокупностями, подверженными цеплянию. Если он сидит,
то сидит рядом с этими пятью совокупностями, подверженными цеплянию.
Если он лежит, то лежит рядом с этими пятью совокупностями,
подверженными цеплянию.
Поэтому,
монахи, следует часто рассматривать свой собственный ум так:
«Долгое время этот ум был омрачён жаждой, злобой, заблуждением».
Посредством загрязнений ума существа загрязняются. Посредством
вычищения ума существа очищаются.
Монахи,
видели ли вы картину, которая называется «Скитанием»?1
«Да, уважаемый»
«Даже
эта картина, которая называется «Скитанием», была продумана
[в плане] своего разнообразия умом, и всё же ум ещё более разнообразный,
чем эта картина, которая называется «Скитанием»2.
Поэтому,
монахи, следует часто рассматривать свой собственный ум так:
«Долгое время этот ум был омрачён жаждой, злобой, заблуждением».
Посредством загрязнений ума существа загрязняются. Посредством
вычищения ума существа очищаются.
Монахи,
я не вижу каких-либо иных живых существ, которые были бы настолько
разнообразны, как те, [что относятся к] миру животных. И даже
эти существа в мире животных стали столь разнообразными из-за
ума3,
но всё же ум ещё более разнообразный, чем эти существа в мире
животных.
Поэтому,
монахи, следует часто рассматривать свой собственный ум так:
«Долгое время этот ум был омрачён жаждой, злобой, заблуждением».
Посредством загрязнений ума существа загрязняются. Посредством
вычищения ума существа очищаются.
Представьте,
монахи, как художник, используя краску, или лак, или куркуму,
или индиго, или кармазин, нарисовал бы фигуру мужчины или женщины,
законченную во всех её чертах, на тщательно отполированной доске,
или стене, или холсте. Точно так же, когда необученный заурядный
человек что-либо создаёт, то он создаёт лишь только материальную
форму, он создаёт лишь только чувство, он создаёт лишь только
восприятие, он создаёт лишь только формации, он создаёт лишь
только сознание.
Как
вы думаете, монахи, постоянна ли материальная форма или непостоянна?
«Непостоянна,
уважаемый».
«А то, что
непостоянно, то является страданием или счастьем?»
«Страданием, уважаемый».
«А
то, что непостоянно и является страданием, подвержено изменению – может
ли считаться таковым: «Это моё, я таков, это моё «я»?
«Нет, уважаемый».
«Чувство постоянно или непостоянно?...
«Восприятие постоянно или непостоянно?...
«Формации постоянны или непостоянны?...
«Сознание постоянно или непостоянно?»
«Непостоянно, уважаемый».
«А то, что
непостоянно, то является страданием или счастьем?»
«Страданием, уважаемый».
«А
то, что непостоянно и является страданием, подвержено изменению – может
ли считаться таковым: «Это моё, я таков, это моё «я»?
«Нет, уважаемый».
«Поэтому,
монахи, любой вид материальной формы – прошлой, настоящей, будущей, внутренней
или внешней, грубой или утончённой, посредственной или превосходной,
далёкой или близкой – всякую материальную форму следует видеть в соответствии
с действительностью правильной мудростью: «Это не моё, я не
таков, это не моё «я». Любой вид чувства… любой вид восприятия…
любой вид формаций… любой вид сознания – прошлого, настоящего,
будущего, внутреннего или внешнего, грубого или утончённого,
посредственного или превосходного, далёкого или близкого – всякое сознание
следует видеть в соответствии с действительностью правильной
мудростью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я».
Видя
так, монахи, обученный благородный ученик разочаровывается в материальной форме... чувстве... восприятии... формациях... сознании. Разочаровавшись, он становится бесстрастным. Посредством бесстрастия [его ум] освобождён. Когда он освобождён, приходит знание: «Он освобождён».
Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более появления в каком-либо состоянии существования».
|