В
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, из-за чего существующего,
и из-за цепляния к чему, внутренне возникают удовольствие и
боль?»
«Учитель,
наши учения укоренены в Благословенном, направляемы Благословенным,
находят пристанище в Благословенном. Было бы хорошо, если
бы Благословенный [сам] прояснил значение этого утверждения.
Услышав это из его уст, монахи запомнят это».
«Тогда
слушайте внимательно, монахи. Я буду говорить».
«Да, Учитель» – ответили монахи. Благословенный сказал:
«Когда
есть форма, монахи, когда есть цепляние к форме, [то тогда]
внутренне возникают удовольствие и боль. Когда есть чувство…
восприятие… формации… сознание, когда есть цепляние к сознанию,
[то тогда] внутренне возникают удовольствие и боль.
Как вы
думаете, монахи, форма постоянна или непостоянна?»
«Непостоянна,
Учитель».
«А то,
что непостоянно – то страдательно или приятно?»
«Страдательно,
учитель».
«Но без
цепляния к тому, что непостоянно, страдательно и подвержено
изменению, могли бы внутренне возникнуть удовольствие и боль?»
«Нет,
Учитель».
«Чувство…
восприятие… формации… сознание постоянно или непостоянно?»
«Непостоянно,
Учитель».
«А то,
что непостоянно – то страдательно или приятно?»
«Страдательно,
учитель».
«Но без
цепляния к тому, что непостоянно, страдательно и подвержено
изменению, могли бы внутренне возникнуть удовольствие и боль?»
«Нет,
Учитель».
«Видя
так, монахи, обученный ученик Благородных испытывает разочарование в [отношении] формы… чувства… восприятия… формаций… сознания. Испытывая разочарование, он становится беспристрастным. Посредством
беспристрастия [его ум] освобождён. Когда он освобождён, приходит
знание: «Освобождён». Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние существования».
|