В
Саваттхи. И тогда достопочтенный Ананда подошёл к Благословенному,
поклонился ему, сел рядом и сказал: «Уважаемый, было бы хорошо,
если бы Благословенный вкратце научил бы меня Дхамме так, чтобы
я пребывал бы один, в уединении, будучи прилежным, старательным,
решительным».
«Как
ты думаешь, Ананда, материальная форма постоянна или непостоянна?»
«Непостоянна, уважаемый».
«А то, что непостоянно,— является страданием или счастьем?»
«Страданием, уважаемый».
«Можно
ли считать непостоянное, являющееся страданием и подверженное изменению
таковым: «Это моё, я таков, это моё «я»?
«Нет, уважаемый».
«Чувство…
восприятие… формации… сознание постоянно или непостоянно?»
«Непостоянно, уважаемый».
«А то, что непостоянно,— является страданием или счастьем?»
«Страданием, уважаемый».
«Можно
ли считать непостоянное, являющееся страданием и подверженное изменению
таковым: «Это моё, я таков, это моё «я»?
«Нет, уважаемый».
«Поэтому,
Ананда, любой вид материальной формы – прошлой, настоящей, будущей, внутренней
или внешней, грубой или утончённой, посредственной или превосходной,
далёкой или близкой – всякую материальную форму следует видеть в соответствии
с действительностью правильной мудростью: «Это не моё, я не
таков, это не моё «я». Любой вид чувства… любой вид восприятия…
любой вид формаций… любой вид сознания – прошлого, настоящего,
будущего, внутреннего или внешнего, грубого или утончённого,
посредственного или превосходного, далёкого или близкого – всякое сознание
следует видеть в соответствии с действительностью правильной
мудростью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я».
Видя так,
Ананда, обученный благородный ученик разочаровывается в материальной форме... чувстве... восприятии... формациях... сознании. Разочаровавшись, он становится бесстрастным. Посредством бесстрастия [его ум] освобождён. Когда он освобождён, приходит знание: «Он освобождён». Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более появления в каком-либо состоянии существования»1.
|