В
Саваттхи. И тогда Достопочтенный Ананда подошёл к Благословенному,
поклонился ему, сел рядом и сказал: «Учитель, было бы хорошо,
если бы Благословенный вкратце научил бы меня Дхамме так, чтобы
я пребывал бы один, в уединении, будучи прилежным, старательным,
решительным».
«Как
ты думаешь, Ананда, форма постоянна или непостоянна?»
«Непостоянна,
Учитель».
«А то,
что непостоянно – то страдательно или приятно?»
«Страдательно,
учитель».
«Можно
ли считать непостоянное, страдательное и подверженное изменению
таковым: «Это моё, я таков, это моё «я»?
«Нет,
Учитель».
«Чувство…
восприятие… формации… сознание постоянно или непостоянно?»
«Непостоянно,
Учитель».
«А то,
что непостоянно – то страдательно или приятно?»
«Страдательно,
учитель».
«Можно
ли считать непостоянное, страдательное и подверженное изменению
таковым: «Это моё, я таков, это моё «я»?
«Нет,
Учитель».
«Поэтому,
Ананда, любой вид формы – прошлой, настоящей, будущей, внутренней
или внешней, грубой или утончённой, низшей или возвышенной,
далёкой или близкой – всякую форму следует видеть в соответствии
с действительностью правильной мудростью: «Это не моё, я не
таков, это не моё «я». Любой вид чувства… любой вид восприятия…
любой вид формаций… любой вид сознания – прошлого, настоящего,
будущего, внутреннего или внешнего, грубого или утончённого,
низшего или возвышенного, далёкого или близкого – всякое сознание
следует видеть в соответствии с действительностью правильной
мудростью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я».
Видя так,
Ананда, обученный ученик Благородных испытывает разочарование в [отношении] формы… чувства… восприятия… формаций… сознания. Испытывая разочарование, он становится беспристрастным. Посредством
беспристрастия [его ум] освобождён. Когда он освобождён, приходит
знание: «Освобождён». Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние существования»1.
|