В
Саваттхи. Там Благословенный сказал так: «Монахи, я научу вас
тяжкому грузу, несущему тяжкий груз, подбиранию тяжкого груза,
сбрасыванию тяжкого груза. Слушайте.
«И что такое,
монахи, тяжкий груз? Следует [на этот счёт] сказать [так]: пять
совокупностей, подверженных цеплянию. Какие пять?
* форма
как совокупность, подверженная цеплянию,
* чувство как совокупность,
подверженная цеплянию,
* восприятие
как совокупность, подверженная цеплянию,
* формации [ума] как совокупность,
подверженная цеплянию,
* сознание
как совокупность, подверженная цеплянию.
Это называется тяжким грузом.
И кто такой,
монахи, несущий тяжкий груз? Следует [на этот счёт] сказать
[так]: [это] человек, такой-то почтенный под таким-то именем
из такого-то клана. Вот кто такой несущий тяжкий груз1.
И
что такое, монахи, подбирание тяжкого груза? Это жажда, которая
ищёт новое существование, сопровождаемая наслаждением, и страсть,
ищущая наслаждения тут и там; то есть – жажда к чувственным
удовольствиям, жажда к существованию, жажда к несуществованию.
Вот что называется подбиранием тяжкого груза.
И что такое,
монахи, сбрасывание тяжкого груза? Это безостаточное угасание
и прекращение этой самой жажды, оставление и покидание её, освобождение
от неё, отсутствие зависимости от неё. Вот что называется сбрасыванием
тяжкого груза».
Так сказал
Благословенный. И сказав так, Счастливейший, Учитель, далее
добавил:
«Пять совокупностей воистину тяжёлый груз,
И человек – его носитель,
Подхватывание груза суть страдание в мире,
А оставление его блаженно.
Откинув тяжесть, положив,
Не подбирая новой,
Вырвав сам корень жажды2,
Угасший человек свободен от желания».
|