Так
я слышал. Однажды Достопочтенный Махакаччана пребывал в стране
Аванти на горе Папата, что возле Курарагхары. И тогда домохозяин
Халиддакани подошёл к Достопочтенному Махакаччане, поклонился
ему, сел рядом и сказал:
«Достопочтенный,
вот как было сказано Благословенным в «Вопросах Магандии» в
Аттхакавагге1:
«Покинув дом, чтобы странствовать без обиталища,
В деревне мудрец не связан ни с чем,
Лишённый чувственных услад, и не имея ожиданий,
Он не пускается ни в диспуты, ни в споры».
Как, Достопочтенный, следует понимать подробное значение этого,
сказанного Благословенным вкратце?»
«Элемент
формы, домохозяин – это дом для сознания. Того, чьё сознание
приковано жаждой к элементу формы, называют тем, кто странствует
с домом. Элемент чувства – это дом для сознания… элемент восприятия
– это дом для сознания… элемент формаций [ума] – это дом для
сознания. Того, чьё сознание приковано жаждой к элементу формаций,
называют тем, кто странствует с домом. Вот таким образом человек
странствует с домом2.
И
что означает, домохозяин, когда человек странствует без дома?
Желание, жажда, восхищение и влечение, зацепление и удержание,
умственные позиции, приверженности, скрытые склонности в отношении
элемента формы: всё это было отброшено Татхагатой, вырвано с
корнем, сделано подобным обрубку пальмы, уничтожено так, что
больше не может возникнуть в будущем. Поэтому Татхагата зовётся
тем, кто странствует без дома. Желание, жажда, восхищение и
влечение, зацепление и удержание, умственные позиции, приверженности,
скрытые склонности в отношении элемента чувства… элемента восприятия….
элемента формаций… элемента сознания3:
всё это было отброшено Татхагатой, вырвано с корнем, сделано
подобным обрубку пальмы, уничтожено так, что больше не может
возникнуть в будущем. Поэтому Татхагата зовётся тем, кто странствует
без дома. Вот как человек странствует без дома.
И
что означает, домохозяин, странствовать с обиталищем? Посредством
рассеивания и заключения в обиталище, [что состоит] из образа
форм, человека зовут тем, кто странствует с обиталищем4.
Посредством рассеивания и заключения в обиталище, [что состоит]
из образа звуков… образа запахов… образа вкусов… образа тактильных
ощущений… образа ментальных феноменов, человека зовут тем, кто
странствует с обиталищем.
И
как, домохозяин, человек странствует без обиталища? Рассеивание
и заключение в обиталище, [состоящее в] образе форм: всё это
было отброшено Татхагатой, вырвано с корнем, сделано подобным
обрубку пальмы, уничтожено так, что больше не может возникнуть
в будущем. Поэтому Татхагата зовётся тем, кто странствует без
обиталища. Рассеивание и заключение в обиталище, [состоящее
в] образе звуков… образе запахов… образе вкусов… образе тактильных
ощущений… образе ментальных феноменов: всё это было отброшено
Татхагатой, вырвано с корнем, сделано подобным обрубку пальмы,
уничтожено так, что больше не может возникнуть в будущем. Поэтому
Татхагата зовётся тем, кто странствует без обиталища. Вот как
человек странствует без обиталища5.
И как, домохозяин,
человек в деревне не связан ни с чем? Вот, домохозяин, монах
не живёт в общении с мирскими людьми. Он не радуется вместе
с ними, не печалится вместе с ними; он не счастлив, когда счастливы
они, и не грустит, когда грустят они; и он не ввязывается в
их дела и обязанности. Вот как человек в деревне не связан ни
с чем.
И
как, домохозяин, человек лишён чувственных услад? Вот, домохозяин,
человек лишён жажды, желания, влечения, страсти и цепляния в
отношении чувственных удовольствий. Вот как он лишён чувственных
услад.
И как, домохозяин,
человек имеет ожидания? Вот, домохозяин, человек думает: «Пусть
у меня будет такая-то форма в будущем! Пусть у меня будет такое-то
чувство в будущем! Пусть у меня будет такое-то восприятие в
будущем! Пусть у меня будут такие-то формации [ума] в будущем!
Пусть у меня будет такое-то сознание в будущем!». Вот как человек
имеет ожидания.
И как, домохозяин,
человек не имеет ожиданий? Вот, домохозяин, человек не думает:
«Пусть у меня будет такая-то форма… чувство… восприятие… формации…
сознание в будущем!». Вот как человек не имеет ожиданий.
И
как, домохозяин, человек пускается в диспуты и споры? Вот, домохозяин,
человек пускается в такие разговоры: «Ты не понимаешь эту Дхамму
и Винаю. Я понимаю эту Дхамму и Винаю. Что бы ты понимал в этой
Дхамме и Винае! Ты практикуешь неправильно, я практикую правильно.
То, что нужно было сказать вначале, ты сказал потом. То, что
нужно было сказать после, ты сказал вначале. Я последователен,
а ты не последователен. То, над чем ты так долго размышлял,
несостоятельно. Твой тезис опровергнут. Попробуй, докажи состоятельность
своего тезиса, так как ты побеждён, или распутайся сам, если
сможешь». Вот как человек пускается в диспуты и споры.
И как, домохозяин,
человек не пускается в диспуты и споры? Вот, домохозяин, человек
не пускается в такие разговоры: «Ты не понимаешь эту Дхамму…
распутайся сам, если сможешь». Вот как человек не пускается
в диспуты и споры.
Так, домохозяин,
когда это было сказано Благословенным в «Вопросах Магандии»
в Аттхакавагге:
«Покинув дом, чтобы странствовать без обиталища,
В деревне мудрец не связан ни с чем,
Лишённый чувственных услад, и не имея ожиданий,
Он не пускается ни в диспуты, ни в споры»
– то вот так следует понимать подробное значение этого, сказанного
Благословенным вкратце».
|