Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Саманупассана-сутта: Способ отношения к вещам
СН 22.47

 
редакция перевода: 15.03.2025
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 885"

В Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, те жрецы и отшельники, которые различными способами считают [что-либо] своим «я» – все они считают своим «я» пять совокупностей, подверженных цеплянию, или одну из них. Какие пять?
Вот, монахи, необученный заурядный человек, который не уважает Благородных, неумелый и не тренированный в их Дхамме, который не уважает чистых людей, неумелый и не тренированный в их Дхамме, считает, что:

*  материальная форма – это «я»; или что
* «я» владеет материальной формой; или что
* материальная форма находится внутри «я»; или что
* «я» находится в материальной форме.

Он считает чувство… восприятие… формации [ума]... сознание – это «я»; или что «я» владеет сознанием; или что сознание находится внутри «я»; или что «я» находится в сознании.
Таким образом, этот способ отношения к вещам и [идея] «Я есть» не устранены в нём. Поскольку «Я есть» не исчезло, то имеет место нисхождение пяти способностей [органов чувств] – способности глаза, способности уха, способности носа, способности языка, способности тела1. Есть, монахи, ум, есть умственные феномены, есть элемент неведения. Когда необученный заурядный человек испытывает контакт посредством чувства, рождённого контактом-с-неведением, в нём возникают [идеи]:

* «Я есть»,
* «Я есть это»,

* «Я буду [существовать]»,
* «Я не буду [существовать]»
,
* «Я буду состоять из материальной формы»,
* «Я буду бесформенным»
,
* «Я буду иметь восприятие»,
* «Я не буду иметь восприятия»
,
* «Я ни буду, ни не буду иметь восприятие».2

Пять способностей [органов чувств] остаются, монахи, но в отношении них обученный благородный ученик отбрасывает неведение и пробуждает истинное знание. С угасанием неведения и возникновением истинного знания в нём не возникают [идеи] «Я есть», «Я есть это»... «Я ни буду, ни не буду иметь восприятие». Всё это не возникает в нём».


1 Согласно Бхиккху Бодхи, здесь речь идёт о процессе перерождения, который основан на заблуждении в отношении личностной самости. В других суттах слово "нисхождение" (авакканти) – например, сознания или имени-и-формы – подразумевает начало нового существования (например в СН 12.39, 58, 59) Согласно Комментарию, когда имеется данная группа загрязнений, то имеет место возникновение пяти качеств (органов чувств), обусловленных загрязнениями и каммой.

2 Согласно Бхиккху Бодхи, здесь речь идёт о том, как новая каммически активная фаза существования запускается благодаря возобновлённому восприятию в рамках идеи "Я есть" и воззрений о самости. Комментарий поясняет, что ум (мано) здесь является каммическим сознанием (камма-мано) и ментальными феноменами (дхамма) в качестве объекта. Или же, как вариант, что первое – это бхаванга и обращающееся сознание. Невежественный контакт (авиджа-сампхасса) – это контакт, связанный с неведением. Неведение является наиболее фундаментальной причиной, которая лежит в основе всего процесса, и когда она активируется чувством, то возникает идея "Я есть" (как проявление жажды и самомнения). Идея "Я есть это" возникает после, когда уже появилась идея "Я есть" на основании той или иной из пяти совокупностей. В конечном счёте, полные этерналистические или аннигиляционистические воззрения возникают, когда воображаемое "я" считается либо переживающим момент смерти, либо уничтожающимся в момент смерти. Таким образом, данный отрывок предлагает альтернативную версию зависимого возникновения, где "способ отношения к вещам" и идея "Я есть" относятся к причинно-активной стороне прошлой жизни; пять совокупностей – к результатной стороне нынешней жизни; повторное возникновение идеи "Я есть" к причинной стороне нынешней жизни. Это, в свою очередь, продуцирует новое существование (жизнь) в будущем.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.