Саманупассана-сутта:
Способ отношения к вещам
СН 22.47
|
|
редакция
перевода: 15.03.2025
Перевод с английского: SV
источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 885"
|
|
В
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, те жрецы и отшельники,
которые различными способами считают [что-либо] своим «я» – все
они считают своим «я» пять совокупностей, подверженных цеплянию,
или одну из них. Какие пять?
Вот,
монахи, необученный заурядный человек, который не уважает Благородных,
неумелый и не тренированный в их Дхамме, который не уважает
чистых людей, неумелый и не тренированный в их Дхамме, считает,
что:
*
материальная форма – это «я»; или что
* «я» владеет материальной формой; или что
* материальная форма находится внутри «я»; или что
* «я» находится в материальной форме.
Он считает чувство… восприятие… формации [ума]... сознание –
это «я»; или что «я» владеет сознанием; или что сознание находится
внутри «я»; или что «я» находится в сознании.
Таким
образом, этот способ отношения к вещам и [идея] «Я есть» не
устранены в нём. Поскольку «Я есть» не исчезло, то имеет место
нисхождение пяти способностей [органов чувств] – способности
глаза, способности
уха, способности
носа, способности
языка, способности
тела1.
Есть, монахи, ум, есть умственные феномены, есть элемент неведения.
Когда необученный заурядный человек испытывает контакт посредством
чувства, рождённого контактом-с-неведением, в нём возникают
[идеи]:
* «Я
есть»,
* «Я
есть это»,
* «Я
буду [существовать]»,
* «Я
не буду [существовать]»,
* «Я
буду состоять из материальной формы»,
* «Я
буду бесформенным»,
* «Я
буду иметь восприятие»,
* «Я
не буду иметь восприятия»,
* «Я
ни буду, ни не буду иметь восприятие».2
Пять способностей
[органов чувств] остаются, монахи, но в отношении них обученный
благородный ученик отбрасывает неведение и пробуждает истинное
знание. С угасанием неведения
и возникновением истинного знания в нём не возникают [идеи] «Я
есть», «Я есть это»... «Я ни буду, ни не буду иметь восприятие».
Всё это не возникает в нём».
|
↑
|
1 |
Согласно
Бхиккху Бодхи, здесь речь идёт о процессе перерождения, который
основан на заблуждении в отношении личностной самости. В других
суттах слово "нисхождение" (авакканти) – например, сознания
или имени-и-формы – подразумевает начало нового существования
(например в СН 12.39,
58, 59)
Согласно Комментарию, когда имеется данная группа загрязнений,
то имеет место возникновение пяти качеств (органов чувств), обусловленных
загрязнениями и каммой. |
↑
|
2 |
Согласно
Бхиккху Бодхи, здесь речь идёт о том, как новая каммически активная
фаза существования запускается благодаря возобновлённому восприятию
в рамках идеи "Я есть" и воззрений о самости. Комментарий
поясняет, что ум (мано) здесь является каммическим сознанием (камма-мано)
и ментальными феноменами (дхамма) в качестве объекта. Или же,
как вариант, что первое – это бхаванга и обращающееся сознание.
Невежественный контакт (авиджа-сампхасса) – это контакт, связанный
с неведением. Неведение является наиболее фундаментальной причиной,
которая лежит в основе всего процесса, и когда она активируется
чувством, то возникает идея "Я есть" (как проявление
жажды и самомнения). Идея "Я есть это" возникает после,
когда уже появилась идея "Я есть" на основании той или
иной из пяти совокупностей. В конечном счёте, полные этерналистические
или аннигиляционистические воззрения возникают, когда воображаемое
"я" считается либо переживающим момент смерти, либо
уничтожающимся в момент смерти. Таким образом, данный отрывок
предлагает альтернативную версию зависимого возникновения, где
"способ отношения к вещам" и идея "Я есть"
относятся к причинно-активной стороне прошлой жизни; пять совокупностей
– к результатной стороне нынешней жизни; повторное возникновение
идеи "Я есть" к причинной стороне нынешней жизни. Это,
в свою очередь, продуцирует новое существование (жизнь) в будущем. |
◄
|
▲
|
|
٭
|
©
theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.
|
|