Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Варанаси, в Оленьем парке, в Исипатане1.
Там Благословенный обратился к пяти монахам так: «Монахи!»
«Уважаемый!» – отвечали те монахи. Благословенный сказал:
«Монахи,
материальная форма безличностна. Если бы, монахи, форма была
бы «я», то эта форма не приводила бы к недугу, и была бы возможность
повелевать материальной формой: «Пусть моя материальная форма
будет такой. Пусть моя материальная форма не будет такой». Но
поскольку материальная форма безличностна, материальная форма
приводит к недугу, и нет возможности повелевать материальной
формой: «Пусть моя материальная форма будет такой. Пусть моя
материальная форма не будет такой».
Чувство
безличностно… восприятие безличностно… формации безличностны… сознание безличностно.
Если бы, монахи, сознание было бы «я», то сознание не приводило
бы к недугу, и была бы возможность повелевать сознанием: «Пусть
моё сознание будет таким. Пусть оно не будет таким». Но поскольку
сознание безличностно, сознание приводит к недугу, и нет возможности
повелевать сознанием: «Пусть моё сознание будет таким. Пусть
оно не будет таким».
Как
вы думаете, монахи, материальная форма постоянна или непостоянна?»
«Непостоянна,
уважаемый».
«А то, что
непостоянно, является счастьем или страданием?»
«Страданием,
уважаемый».
«Можно ли
то, что непостоянно, является страданием, подвержено изменению, считать
таковым: «Это моё, таков я, это моё «я»?»
«Нет, уважаемый».
«Чувство постоянно или непостоянно?» ..
«Восприятие постоянно или непостоянно?» ..
«Формации постоянны или непостоянны?» ..
«Сознание постоянно или непостоянно?»
«Непостоянно,
уважаемый».
«А то, что
непостоянно, является счастьем или страданием?»
«Страданием,
уважаемый».
«Можно ли
то, что непостоянно, является страданием, подвержено изменению, считать
таковым: «Это моё, таков я, это моё «я»?»
«Нет, уважаемый».
«Поэтому
монахи, любой вид материальной формы – прошлой, настоящей, будущей,
внутренней или внешней, грубой или утончённой, посредственной
или превосходной, далёкой или близкой – всякую материальную
форму следует видеть в соответствии с действительностью правильной
мудростью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Любой вид
чувства… любой вид восприятия… любой вид формаций… любой вид
сознания – прошлого, настоящего, будущего, внутреннего или внешнего,
грубого или утончённого, посредственного или превосходного,
далёкого или близкого – всякое сознание следует видеть в соответствии
с действительностью правильной мудростью: «Это не моё, я не
таков, это не моё «я».
Видя так,
монахи, обученный благородный ученик разочаровывается в материальной форме... чувстве... восприятии... формациях... сознании. Разочаровавшись, он становится бесстрастным. Посредством бесстрастия [его ум] освобождён. Когда он освобождён, приходит знание: «Он освобождён».
Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более появления в каком-либо состоянии существования».
Так
сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами
Благословенного. И во время этой беседы умы этих пяти монахов
освободились от загрязнений посредством не-цепляния».
|