В
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, эта сансара не имеет
постижимого начала. Первого момента не увидеть, когда бы существа
[начали] блуждать и скитаться [в круговерти перерождений], скованные невежеством
и спутанные жаждой.
Монахи,
приходит время, когда великий океан высыхает и испаряется и
более не существует, но, всё же, я говорю вам, не наступает
конца страданий тех существ, которые блуждают и скитаются [в
круговерти перерождений], скованные невежеством и спутанные
жаждой.
Монахи,
приходит время, когда Синеру, царь всех гор, сгорает и рушится
и более не существует, но, всё же, я говорю вам, не наступает
конца страданий тех существ, которые блуждают и скитаются [в
круговерти перерождений], скованные невежеством и спутанные
жаждой.
Монахи,
приходит время, когда великая земля сгорает и рушится и более
не существует, но, всё же, я говорю вам, не наступает конца
страданий тех существ, которые блуждают и скитаются [в круговерти
перерождений], скованные невежеством и спутанные жаждой1.
Представьте,
монахи, собаку на привязи, что была бы привязана к прочному
столбу или колонне. Она бы просто так бы и бегала и крутилась
вокруг этого самого столба или колонны. Точно также, монахи,
необученный заурядный человек – не навещающий Благородных, не
обученный в их дисциплине и их Дхамме; не навещающий чистых
[умом] людей, не обученный в их дисциплине и их Дхамме – считает,
что:
* форма – это «я»; или что
* «я» владеет формой; или что
* форма
находится внутри «я»; или что
* «я» находится в форме.
Он считает, что чувство – это «я»…
Он считает, что восприятие – это «я»...
Он считает, что формации [ума] – это «я»...
Он считает, что сознание – это «я»; или что «я» владеет сознанием;
или что сознание находится внутри «я»; или что «я» находится
в сознании.
[Так]
он просто бегает и крутится вокруг формы, вокруг чувства, вокруг
восприятия, вокруг формаций, вокруг сознания. По мере того как
он продолжает бегать и крутиться вокруг них, он не освобождается
от формы, не освобождается от чувства, не освобождается от восприятия,
не освобождается от формаций, не освобождается от сознания.
Он не освобождается от рождения, старения и смерти. Он не освобождается
от печали, стенания, боли, горя и отчаяния. Он не освобождается
от страдания, я говорю вам.
Но обученный
ученик Благородных – навещающий Благородных, обученный в их
дисциплине и их Дхамме; навещающий чистых [умом] людей, обученный
в их дисциплине и их Дхамме – не считает, что:
* форма – это «я»; или что
* «я» владеет формой; или что
* форма
находится внутри «я»; или что
* «я» находится в форме.
Он не считает, что чувство… восприятие… формации [ума]... сознание – это «я»; или что «я» владеет сознанием; или что сознание находится
внутри «я»; или что «я» находится в сознании.
Он более
не бегает и не крутится вокруг формы, вокруг чувства, вокруг
восприятия, вокруг формаций, вокруг сознания. Поскольку он более
не бегает и не крутится вокруг них, он освобождается от формы,
освобождается от чувства, освобождается от восприятия, освобождается
от формаций, освобождается от сознания. Он освобождается от
рождения, старения и смерти. Он освобождается от печали, стенания,
боли, горя и отчаяния. Он освобождается от страдания, я говорю
вам».
|