Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Панчалачанда-сутта: Панчалачанда
СН 2.7

 
редакция перевода: 06.03.2024
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 142"

В Саваттхи. Стоя рядом, молодое божество Панчалачанда произнесло эту строфу в присутствии Благословенного:

«Обширной мудростью он наделён, и он нашёл
Брешь посреди ограничений,
Будда, который пробудился в джхану1,
Он бык, ведущий стадо, он мудрец».

[Благословенный]:
«Её находят посреди ограничений,
Дхамму для достижения ниббаны, —
Те, кто осознанность обрёл,
Кто превосходно, хорошо сосредоточен»2.




1 SV: Это одно из имён царя богов Сакки (как и Ватрабху — ниже по тексту). См. СН 11.21, которая практически идентична этой сутте.

2 Тханиссаро: Первая строфа этой сутты указывает на джхану как на важнейший элемент пути к освобождению. Фраза о «пробуждении в джхану» Буддой, вне сомнений, делает отсылку к двум моментам его духовных поисков, когда он ещё был бодхисаттой: 1) поняв тщетность самоистязания, он предположил, что джхана может являться путём к просветлению; 2) он открыл то, до какой степени джхана может привести к знанию, приводящему к полному просветлению (оба этих аспекта затрагиваются вв МН 35).

Во второй строфе Будда дополняет понимание практики джханы Панчалачандой, говоря о том, что практика должна задействовать осознанность, чтобы быть подлинным, правильным сосредоточением. Этот момент связан также с фактом, что в разных списках качеств, составляющих путь (пять сил, семь факторов просветления, восьмеричный путь), правильная
осознанность всегда идёт перед правильным сосредоточением. Это также связано с утверждением в МН 44 о том, что четыре сатипаттханы (основы осознанности) представляют собой нимитту (тему) правильного сосредоточения.

В АН 9.42 есть объяснение первой строфы СН 2.7. Достопочтенный Ананда определяет первую джхану как «брешь», которая выводит из ограничивающей сферы чувственных удовольствий. Каждый последующий уровень джханы объясняется как «брешь», которая выводит из ограничивающей сферы предыдущей джханы. В конечном счёте, как он поясняет, прекращение восприятия и чувствования является наивысшей «брешью», выводящей за пределы всех видов ограничений.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.