Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру  
  
 

 
  ٭
.

Уддака сутта: Уддака Рамапутта
СН 35.103

 
редакция перевода: 22.10.2014
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1182"

лагословенный сказал]: «Монахи, Уддака Рамапутта делал такое заявление:

«Воистину, таков он, мастер знания,
Воистину, таков вселенский победитель,
Воистину, он это удалил –
Тот корень опухоли, что не удалён был прежде!»1

Монахи, хотя Уддака Рамапутта не был мастером знания, он утверждал: «Я – мастер знания». Хотя он не был вселенским победителем, он утверждал: «Я – вселенский победитель». Хотя он не удалил корень опухоли, он утверждал: «Я удалил корень опухоли»2. Но, всё же, монахи, монах, делая правдивое заявление, может сказать:

«Воистину, таков он, мастер знания,
Воистину, таков вселенский победитель,
Воистину, он это удалил –
Тот корень опухоли, что не удалён был прежде!»

И каким образом, монахи, кто-либо является мастером знания? Когда монах понимает в соответствии с действительностью происхождение и исчезновение, привлекательность, опасность, и спасение в отношении шести сфер контакта, то такой монах является мастером знания.
И каким образом, монахи, кто-либо является вселенским победителем? Когда, поняв в соответствии с действительностью происхождение и исчезновение, привлекательность, опасность, и спасение в отношении шести сфер контакта, монах освободился посредством не-цепляния, то такой монах является вселенским победителем.
И каким образом, монахи, монах удалил корень опухоли, который прежде не был удалён? «Опухоль», монахи – это обозначение этого самого тела, состоящего из четырёх великих элементов, рождённого отцом и матерью, выстроенного из риса и каши, подверженного непостоянству, износу, стиранию, распаду и рассеиванию. «Корень опухоли», монахи – это обозначение жажды. Когда жажда была оставлена монахом, срезана под корень, сделана подобной обрубку пальмы, уничтожена так, что не может более возникнуть в будущем, то, в таком случае, монах удалил корень опухоли, который прежде не был удалён.
Монахи, хотя Уддака Рамапутта не был мастером знания, он утверждал: «Я – мастер знания». Хотя он не был вселенским победителем, он утверждал: «Я – вселенский победитель». Хотя он не удалил корень опухоли, он утверждал: «Я удалил корень опухоли». Но, всё же, монахи, монах, делая правдивое заявление, может сказать:

«Воистину, таков он, мастер знания,
Воистину, таков вселенский победитель,
Воистину, он это удалил –
Тот корень опухоли, что не удалён был прежде!»



1 Когда Будда покинул родной дом в поисках просветления, Уддака Рамапутта был вторым учителем (после Алара Каламы), к которому он пришёл в своих поисках истины.

2 Прим. переводчика (SV): Хотя Будда критикует Уддаку Рамапутту, всё же, согласно МН 36, Уддака учил своих учеников достижению четвёртой бесформенной сферы и, возможно, и сам достигал высоких уровней в медитации. В АН 10.29 Будда утверждает, что наивысшей духовной чистотой вне Учения Будды обладает тот аскет, который достигает подобного уровня и обучает этому других. Кроме того, согласно Винае, после того, как Будда решил открыть Дхамму миру, первыми, кого он посчитал наиболее способными понять Дхамму, были именно Алара Калама и Уддака Рамапутта. Однако, они скончались незадолго до просветления Будды.

Как видно из данной сутты, Уддака Рамапутта считал, что смог стать арахантом, просветлённым, а Будда объясняет, что, всё-таки, он таковым не был.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.