Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру  
  
 

 
  ٭
.

Явакалапи сутта: Связка ячменя
СН 35.248

 
редакция перевода: 09.02.2013
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1257"

лагословенный сказал]: «Монахи, представьте, как если бы связку ячменя положили бы на перекрёсток дорог. И мимо проходили бы шесть человек с цепами в руках, и они стали бы бить эту связку ячменя шестью цепами. Так, эта связка ячменя была бы хорошо выбита под ударами шестью цепов. И затем проходил бы седьмой человек с цепом в руке, и он стал бы бить эту связку ячменя седьмым цепом. Так, эта связка ячменя была бы ещё лучше выбита под ударами седьмого цепа.
Точно также, монахи, необученный заурядный человек ударяем в глаз приятными и неприятными формами; ударяем в ухо приятными и неприятными звуками; ударяем в нос приятными и неприятными запахами; ударяем в язык приятными и неприятными вкусами; ударяем в тело приятными и неприятными тактильными ощущениями; ударяем в ум приятными и неприятными ментальными феноменами. Если этот необученный заурядный человек направит свой ум на будущее новое существование, то тогда этот никчёмный человек ударяем ещё больше, точно также, как связка ячменя ударяется седьмым цепом.
Монахи, как-то раз дэвы и асуры выстроились на битву. И тогда Вепачитти, царь асуров, обратился к асурам так: «Почтенные, если в этой грядущей битве асуры победят, а дэвы будут повержены, то плените Сакку, царя дэвов, за его четыре конечности и шею и приведите ко мне в город асуров». А Сакка, царь дэвов, обратился к дэвам Таватимсы: «Почтенные, если в этой грядущей битве дэвы победят, а асуры будут повержены, то плените Вепачитти, царя асуров, за его четыре конечности и шею и приведите ко мне в Судхамму, в зал собрания дэвов».
И в той битве дэвы победили, а асуры были повержены. И тогда дэвы Таватимсы пленили Вепачитти за его четыре конечности и шею и привели к Сакке в Судхамму, зал собрания дэвов. И там царя асуров Вепачитту держали пленённым за четыре конечности и шею.
И тогда мысль пришла к Вепачитти: «Дэвы праведны, а асуры неправедны. Теперь же я оказался здесь, в городе дэвов» – и затем [вдруг] он увидел, что освободился от оков, что были вокруг его конечностей и шеи. И он стал получать [удовольствия], наслаждаться пятью нитями божественных чувственных удовольствий. Но когда [позже] к нему пришла мысль: «Асуры праведны, а дэвы неправедны, и теперь я отправлюсь туда, в город асуров» – то он [вдруг] увидел, что схвачен оковами вокруг своих конечностей и шеи. И он лишился пяти нитей божественных чувственных удовольствий.
Вот насколько утончённы, монахи, были оковы Вепачитти, но оковы Мары ещё более утончённы, нежели эти. Кто-либо, измышляя, скован Марой. Не измышляя, он освобождён от Злого1.
Монахи,

*
«Я» – это измышление,
* «Я таков» – это измышление,
* «Я буду» – это измышление,
* «Меня не будет» – это измышление,
* «Я буду состоять из формы» – это измышление,
* «Я буду бесформенным» – это измышление,
* «Я буду обладать восприятием» – это измышление,
* «Я буду без восприятия» – это измышление,
* «Я и буду и не буду иметь восприятие» – это измышление.

Измышление – это болезнь, измышление – это опухоль, измышление – это [отравленный] дротик. Поэтому, монахи, вот как вам следует тренировать себя: «Мы будем пребывать с умом, лишённым измышления».
Монахи, «Я» – это возмущение… «Я и буду и не буду иметь восприятие» – это возмущение. Возмущение – это болезнь, возмущение – это опухоль, возмущение – это [отравленный] дротик. Поэтому, монахи, вот как вам следует тренировать себя: «Мы будем пребывать с умом, лишённым возмущения».
Монахи, «Я» – это трепетание… «Я и буду и не буду иметь восприятие» – это трепетание. Трепетание – это болезнь, трепетание – это опухоль, трепетание – это [отравленный] дротик. Поэтому, монахи, вот как вам следует тренировать себя: «Мы будем пребывать с умом, лишённым трепетания».
Монахи, «Я» – это разрастание… «Я и буду и не буду иметь восприятие» – это разрастание. Разрастание – это болезнь, разрастание – это опухоль, разрастание – это [отравленный] дротик. Поэтому, монахи, вот как вам следует тренировать себя: «Мы будем пребывать с умом, лишённым разрастания».
Монахи, «Я» – это вовлечённость с самомнением… «Я и буду и не буду иметь восприятие» – это вовлечённость с самомнением. Вовлечённость с самомнением – это болезнь, вовлечённость с самомнением – это опухоль, вовлечённость с самомнением – это [отравленный] дротик. Поэтому, монахи, вот как вам следует тренировать себя: «Мы будем пребывать с умом, лишённым вовлечённости с самомнением». Так вам следует тренировать себя».


1 Согласно Комментарию, речь идёт об измышлении "я" в рамках жажды, самомнения и воззрений – "Это моё, я таков, это моё "я".



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.