Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Нирамиса-сутта: Духовное
СН 36.31

 
редакция перевода: 06.06.2025
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1283"

лагословенный сказал]: «Монахи, существует плотский восторг, существует духовный восторг, существует восторг, что превыше духовного. Существует плотское удовольствие, существует духовное удовольствие, существует удовольствие, что превыше духовного. Существует плотская невозмутимость, существует духовная невозмутимость, существует невозмутимость, что превыше духовной. Существует плотское освобождение, существует духовное освобождение, существует освобождение, что превыше духовного.

Плотский восторг

И что такое, монахи, плотский восторг? Монахи, есть эти пять нитей чувственного удовольствия. Какие пять? Формы, познаваемые глазом – желанные, желаемые, приятные, привлекательные, связанные с чувственным желанием, вызывающие страсть. Звуки, познаваемые ухом… Запахи, познаваемые носом… Вкусы, познаваемые языком… Осязаемые вещи, познаваемые телом – желанные, желаемые, приятные, привлекательные, связанные с чувственным желанием, вызывающие страсть. Таковы пять нитей чувственного удовольствия. Восторг, возникающий в зависимости от этих пяти нитей чувственного удовольствия, называется плотским восторгом.

Духовный восторг

И что такое, монахи, духовный восторг? Вот, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит [в первую джхану] и пребывает в первой джхане, которая сопровождается направлением [ума на объект медитации] и удержанием [на нём], с восторгом и удовольствием, что возникли из-за [этой] отстранённости. C угасанием направления и удержания он входит [во вторую джхану] и пребывает во второй джхане, в которой наличествуют уверенность в себе и единение ума, в которой нет направления и удержания, но есть восторг и удовольствие, что возникли посредством сосредоточения. Это называется духовным восторгом.

Восторг, что превыше духовного

И что такое, монахи, восторг, что превыше духовного [восторга]? Когда монах, чьи пятна [загрязнений ума] уничтожены, пересматривает свой ум, освобождённый от жажды, освобождённый от злобы, освобождённый от заблуждения – [в нём] возникает восторг. Это называется восторгом, что превыше духовного.

Плотское удовольствие

И что такое, монахи, плотское удовольствие? Монахи, есть эти пять нитей чувственного удовольствия. Какие пять? Формы.. звуки… запахи… вкусы… осязаемые вещи… – желанные, желаемые, приятные, привлекательные, связанные с чувственным желанием, вызывающие страсть. Таковы пять нитей чувственного удовольствия. Удовольствие, возникающее в зависимости от этих пяти нитей чувственного удовольствия, называется плотским удовольствием.

Духовное удовольствие

И что такое, монахи, духовное удовольствие? Вот, будучи отстранённым от чувственных удовольствий… монах входит в первую джхану… вторую джхану… с угасанием восторга монах пребывает невозмутимым, осознанным, бдительным, всё ещё ощущая приятное телом. Он входит [в третью джхану] и пребывает в третьей джхане, о которой благородные говорят так: „Он невозмутим, осознан, находится в приятном пребывании“. Это называется духовным удовольствием.

Удовольствие, что превыше духовного

И что такое, монахи, удовольствие, что превыше духовного [удовольствия]? Когда монах, чьи пятна [загрязнений ума] уничтожены, пересматривает свой ум, освобождённый от жажды, освобождённый от злобы, освобождённый от заблуждения – [в нём] возникает удовольствие. Это называется удовольствием, что превыше духовного.

Плотская невозмутимость

И что такое, монахи, плотская невозмутимость. Монахи, есть эти пять нитей чувственного удовольствия. Какие пять? Формы.. звуки… запахи… вкусы… осязаемые вещи… – желанные, желаемые, приятные, привлекательные, связанные с чувственным желанием, вызывающие страсть. Таковы пять нитей чувственного удовольствия. Невозмутимость, возникающая в зависимости от этих пяти нитей чувственного удовольствия, называется плотской невозмутимостью.

Духовная невозмутимость

И что такое, монахи, духовная невозмутимость? Вот, с оставлением удовольствия и боли, равно как и с предыдущим угасанием радости и грусти, монах входит [в четвёртую джхану] и пребывает в четвёртой джхане, которая ни-приятнани-болезненна, характеризуется чистейшей осознанностью из-за невозмутимости. Это называется духовной невозмутимостью.

Невозмутимость, что превыше духовной

И что такое, монахи, невозмутимость, что превыше духовной [невозмутимости]? Когда монах, чьи пятна [загрязнений ума] уничтожены, пересматривает свой ум, освобождённый от жажды, освобождённый от злобы, освобождённый от заблуждения – [в нём] возникает невозмутимость. Это называется невозмутимостью, что превыше духовной.

Освобождения

И что такое, монахи, плотское освобождение? Освобождение, связанное с миром форм, является плотским освобождением1.
И что такое, монахи, духовное освобождение? Освобождение, связанное с бесформенным миром является духовным освобождением.
И что такое, монахи, освобождение, что превыше духовного [освобождения]? Когда монах, чьи пятна [загрязнений ума] уничтожены, пересматривает свой ум, освобождённый от жажды, освобождённый от злобы, освобождённый от заблуждения – возникает освобождение. Это называется освобождением, что превыше духовного».


1 Комментарий поясняет, что освобождение Мира Форм является плотским, поскольку его объектом являются материальные формы. См. также Ити 3.2


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.