Однажды
Достопочтенный Камабху проживал рядом с Маччхикасандой в Роще Манго. И
тогда домохозяин Читта подошёл к нему и, поклонившись, сел рядом. Затем
он обратился к Достопочтенному Камабхе: «Почтенный, сколько всего есть
[видов] формаций?»
«Есть
три [вида] формаций, домохозяин: телесные формации, словесные формации,
умственные формации».
«Очень
хорошо, Достопочтенный». И, восхитившись и одобрив ответ Достопочтенного
Камабхи, Читта задал ему следующий вопрос: «Но что такое телесные
формации? Что такое словесные формации? Что такое умственные
формации?»
«Вдохи
и выдохи – это телесные формации. Направление ума на мысль и
развитие этой мысли – это словесные формации. Восприятия и чувства
– это умственные формации».
«Очень
хорошо, Достопочтенный». И, восхитившись и одобрив ответ Достопочтенного
Камабхи, Читта задал ему следующий вопрос: «Но почему вдохи
и выдохи – это телесные формации? Почему направление ума на
мысль и развитие этой мысли – это словесные формации? Почему
восприятия и чувствования – это умственные формации?»
«Вдохи
и выдохи телесны. Они тесно связаны с телом. Вот почему вдохи
и выдохи – это телесные формации. Направляя ум на какую-либо
мысль и развивая эту мысль, человек начинает говорить. Вот почему
направление ума на мысль и развитие этой мысли – это словесные
формации. Восприятия и чувства – умственны. Они тесно связаны
с умом. Вот почему восприятия и чувства – это умственные формации».
«Очень
хорошо, Достопочтенный». И, восхитившись и одобрив ответ Достопочтенного
Камабхи, Читта задал ему следующий вопрос: «А как происходит
достижение прекращения восприятия и чувствования?»
«Когда
монах достигает прекращения восприятия и чувствования, к нему
не приходит мысль о том, что «сейчас я достигну прекращения
восприятия и чувствования» или «я достигаю прекращения восприятия
и чувствования» или «я достиг прекращения восприятия и чувствования».
Вместо этого, к такому состоянию приводит то, каким образом
ранее был развит ум».
«Очень
хорошо, Достопочтенный». И, восхитившись и одобрив ответ Достопочтенного
Камабхи, Читта задал ему следующий вопрос: «Когда монах достигает
прекращения восприятия и чувствования, что прекращается первым:
телесные формации, словесные формации или умственные формации?»
«Когда
монах достигает прекращения восприятия и чувствования, то первыми прекращаются
словесные формации, затем прекращаются телесные формации, и после этого
умственные формации».1
«Очень
хорошо, Достопочтенный». И, восхитившись и одобрив ответ Достопочтенного
Камабхи, Читта задал ему следующий вопрос: «В чём разница между
монахом, который умер, и монахом, который достиг прекращения
восприятия и чувствования?»
«В
случае с монахом, который умер, его телесные формации прекратились и
затихли, его словесные формации прекратились и затихли, его умственные
формации прекратились и затихли, его жизненная сила полностью исчерпалась,
его тепло утратилось, его способности отключены. Но в случае с монахом,
который достиг прекращения восприятия и чувствования, его телесные формации
прекратились и затихли, его словесные формации прекратились и затихли,
его умственные формации прекратились и затихли, но его жизненная сила
не исчерпана, тепло не утратилось, и его способности яркие и чёткие.
В этом разница между монахом, который умер, и монахом, который достиг
прекращения восприятия и чувствования».2
«Очень хорошо, Достопочтенный».
И восхитившись и одобрив ответ Достопочтенного Камабхи, Читта задал
ему следующий вопрос: «Как происходит выход из прекращения восприятия
и чувствования?»
«Когда
монах выходит из прекращения восприятия и чувствования, к нему
не приходит мысль о том, что «сейчас я выйду из прекращения
восприятия и чувствования» или «я выхожу из прекращения восприятия
и чувствования» или «я вышел из прекращения восприятия и чувствования».
Вместо этого, к такому состоянию приводит то, каким образом
ранее был развит ум».
«Очень
хорошо, Достопочтенный». И, восхитившись и одобрив ответ Достопочтенного
Камабхи, Читта задал ему следующий вопрос: «Когда монах выходит
из прекращения восприятия и чувствования, что появляется первым:
телесные формации, словесные формации или умственные формации?»
«Когда
монах выходит из прекращения восприятия и чувствования, то первыми появляются
умственные формации, затем появляются телесные формации, и после этого
появляются словесные формации».
«Очень
хорошо, Достопочтенный». И, восхитившись и одобрив ответ Достопочтенного
Камабхи, Читта задал ему следующий вопрос: «Когда монах вышел
из прекращения восприятия и чувствования, сколько контактов
составляют контакт?»
«Когда
монах вышел из прекращения восприятия и чувствования, то три контакта
составляют контакт: контакт с пустотностью, контакт с беспредметностью,
контакт с ненаправленностью».3
«Очень
хорошо, Достопочтенный». И, восхитившись и одобрив ответ Достопочтенного
Камабхи, Читта задал ему следующий вопрос: «Когда монах вышел
из прекращения восприятия и чувствования, к чему склоняется
его ум, к чему он устремляется, к чему направляется?»
«Когда
монах вышел из прекращения восприятия и чувствования, то его ум склоняется
к уединению, устремляется к уединению, направляется к уединению».4
«Очень
хорошо, Достопочтенный». И, восхитившись и одобрив ответ Достопочтенного
Камабхи, Читта задал ему следующий вопрос: «Какие качества ума
столь необходимы, чтобы достичь прекращения восприятия и чувствования?»
«Странно,
домохозяин, что ты спросил последним то, о чём следовало спросить в
самом начале. Но, тем не менее, я отвечу тебе. Два качества очень важны
в достижении прекращения восприятия и чувствования: успокоение и прозрение».5
|