Однажды
достопочтенный Камабху проживал в Маччхикасанде, в роще Дикого
Манго. И тогда домохозяин Читта отправился к достопочтенному Камабхе,
поклонился ему и сел рядом. Достопочтенный Камабху сказал ему:
«Уважаемый, сколько всего видов формаций?»
«Есть
три вида формаций, домохозяин: телесная формация, словесная
формация, умственная формация».
«Хорошо,
уважаемый», – сказал домохозяин Читта. Затем, восхитившись и
возрадовавшись утверждению достопочтенного Камабхи, он задал
ему следующий вопрос: «Что такое телесная формация? Что такое
словесная формация? Что такое умственная формация?»
«Вдох
и выдох, домохозяин, – это телесная формация. Направление ума
[на объект] и удержание ума [на нём] – это словесная формация.
Восприятие и чувство – это умственная формация».
«Хорошо,
уважаемый», – сказал домохозяин Читта. Затем, восхитившись и
возрадовавшись утверждению достопочтенного Камабхи, он задал
ему следующий вопрос: «Но, уважаемый, почему вдох и выдох –
это телесная формация? Почему направление ума и удержание ума
– это словесная формация? Почему восприятие и чувство – это
умственная формация?»
«Домохозяин,
вдохи и выдохи – телесные. Эти состояния связаны с телом. Вот
почему вдох и выдох – это телесная формация. Вначале направив
[ум к мысли], а затем, удержав [ум на мысли], человек начинает
говорить. Вот почему направление и удержание [ума] являются
словесной формацией. Восприятие и чувство – умственные. Эти
состояния связаны с умом. Вот почему восприятие и чувство –
это умственная формация».
«Хорошо,
уважаемый», – сказал домохозяин Читта. Затем, восхитившись и
возрадовавшись утверждению достопочтенного Камабхи, он задал
ему следующий вопрос: «Уважаемый, как происходит достижение
прекращения восприятия и чувствования?»
«Домохозяин,
когда монах достигает прекращения восприятия и чувствования,
мысль не приходит к нему: „Я достигну прекращения восприятия
и чувствования“, или „Я достигаю прекращения восприятия и чувствования“,
или „Я достиг прекращения восприятия и чувствования“. Вместо
этого то, как прежде был развит его ум, и приводит его к этому
состоянию».
«Хорошо,
уважаемый», – сказал домохозяин Читта. Затем, восхитившись и
возрадовавшись утверждению достопочтенного Камабхи, он задал
ему следующий вопрос: «Уважаемый, когда монах достигает прекращения
восприятия и чувствования, что прекращается первым: телесная
формация, словесная формация или умственная формация?»
«Домохозяин,
когда монах достигает прекращения восприятия и чувствования,
первой прекращается словесная формация, затем прекращается телесная
формация и после этого умственная формация».1
««Хорошо,
уважаемый», – сказал домохозяин Читта. Затем, восхитившись и
возрадовавшись утверждению достопочтенного Камабхи, он задал
ему следующий вопрос: «Уважаемый, в чём разница между монахом,
который умер, и монахом, который достиг прекращения восприятия
и чувствования?»
«Домохозяин,
в случае с монахом, который умер, его телесная формация прекратилась
и затихла, его словесная формация прекратилась и затихла, его
умственная формация прекратилась и затихла, его жизненная сила
полностью исчерпалась, его физическое тепло рассеялось, его
способности полностью разбиты. Но в случае с монахом, который
достиг прекращения восприятия
и чувствования, его телесная формация прекратилась и затихла,
его словесная формация прекратилась и затихла, его умственная
формация прекратилась и затихла, но его жизненная сила не исчерпана,
физическое тепло не рассеялось и его способности безмятежны.
В этом разница между монахом, который умер, и монахом, который
достиг прекращения восприятия и чувствования».2
«Хорошо,
уважаемый», – сказал домохозяин Читта. Затем, восхитившись и
возрадовавшись утверждению достопочтенного Камабхи, он задал
ему следующий вопрос: «Уважаемый, как происходит выход из прекращения
восприятия и чувствования?»
«Домохозяин,
когда монах выходит из достижения прекращения восприятия и чувствования,
к нему не приходит мысль: „Сейчас я выйду из достижения прекращения
восприятия и чувствования“, или „Я выхожу из достижения прекращения
восприятия и чувствования“, или „Я вышел из достижения прекращения
восприятия и чувствования“. Вместо этого то, как прежде был
развит его ум, и приводит его к этому состоянию».
«Хорошо,
уважаемый», – сказал домохозяин Читта. Затем, восхитившись и
возрадовавшись утверждению достопочтенного Камабхи, он задал
ему следующий вопрос: «Уважаемый, когда монах выходит из прекращения
восприятия и чувствования, что появляется первым: телесная формация,
словесная формация или умственная формация?»
«Домохозяин,
когда монах выходит из достижения прекращения восприятия и чувствования,
то умственная формация возникает вначале, затем – телесная формация,
затем – словесная формация».
«Хорошо,
уважаемый», – сказал домохозяин Читта. Затем, восхитившись и
возрадовавшись утверждению достопочтенного Камабхи, он задал
ему следующий вопрос: «Уважаемый, когда монах вышел из прекращения
восприятия и чувствования, сколько видов контакта касаются его?» «Домохозяин,
когда монах вышел из прекращения восприятия и чувствования,
три контакта касаются его: пустотный контакт, беспредметный
контакт, безжеланный контакт».3
«Хорошо,
уважаемый», – сказал домохозяин Читта. Затем, восхитившись и
возрадовавшись утверждению достопочтенного Камабхи, он задал
ему следующий вопрос: «Уважаемый, когда монах вышел из прекращения
восприятия и чувствования, к чему склоняется его ум, к чему
он устремляется, к чему направляется»?
«Домохозяин,
когда монах вышел из прекращения восприятия и чувствования,
его ум склоняется к затворничеству, направляется к затворничеству,
устремляется к затворничеству».4
«Хорошо,
уважаемый», – сказал домохозяин Читта. Затем, восхитившись и
возрадовавшись утверждению достопочтенного Камабхи, он задал
ему следующий вопрос: «Уважаемый, какие качества ума полезны
для достижения прекращения восприятия и чувствования?»
«Странно,
домохозяин, что ты спросил последним то, о чём следовало спросить
в самом начале. Но тем не менее я отвечу тебе. Два качества
полезны для достижения прекращения восприятия и чувствования:
успокоение и прозрение».5
|