Однажды
Благословенный пребывал в стране Маллов в маллском городе Урувелакаппе.
И тогда градоначальник Гандхабхака отправился к Благословенному
и, по прибытии, поклонившись ему, сел рядом. Затем он обратился
к Благословенному: «Было бы хорошо, Господин, если бы Благословенный
объяснил мне возникновение и окончание страданий».
«Градоначальник,
если бы я объяснил тебе возникновение и окончание страданий
по отношению к прошлому, говоря: «Так было в прошлом», то ты
бы засомневался и запутался. Если бы я объяснил тебе возникновение
и окончание страданий по отношению к будущему, говоря: «Так
будет в будущем», то ты бы засомневался и запутался. Посему
вместо этого я, сидя прямо здесь, объясню тебе возникновение
и окончание страданий прямо здесь и сейчас. Слушай внимательно,
я буду говорить».
«Как
скажете, Господин» – ответил градоначальник Гандхабхака.
Благословенный
сказал: «Как ты думаешь, градоначальник: Есть ли какие-либо
люди в Урувелакаппе, из-за которых ты бы опечалился, заплакал,
болезненно запереживал, забеспокоился и впал в отчаяние, если
бы их убили или заключили в темницу, оштрафовали или осудили?»
«Да,
Господин, есть люди в Урувелакаппе, из-за которых я бы опечалился, заплакал, болезненно
запереживал, забеспокоился и впал в отчаяние, если бы их убили или заключили в
темницу, оштрафовали или осудили».
«А
есть ли какие-либо люди в Урувелакаппе, из-за которых ты бы
не опечалился, не заплакал, болезненно не запереживал, не забеспокоился
и не впал в отчаяние, если бы их убили или заключили в темницу,
оштрафовали или осудили?»
«Да,
Господин, есть люди в Урувелакаппе, из-за которых я бы не опечалился, не заплакал,
болезненно не запереживал, не забеспокоился и не впал в отчаяние, если бы их убили
или заключили в темницу, оштрафовали или осудили». «Так
почему, в чём причина того, что убийство, заточение, штраф или осуждение одних
людей в Урувелакаппе причинили бы тебе печаль, стенания, боль, беспокойство и
отчаяние, тогда как убийство, заточение, штраф или осуждение других людей в Урувелакаппе
не причинили бы тебе печали, стенания, боли, беспокойства и отчаяния?»
«Те
люди в Урувелакаппе, убийство, заточение, штраф или осуждение
которых доставили бы мне печаль, стенания, боль, беспокойство
и отчаяние – это те, к кому я питаю влечение и приязнь. А те
люди в Урувелакаппе, убийство, заточение, штраф или осуждение
которых не доставили бы мне печали, стенания, боли, беспокойства
и отчаяния – это те, к которым у меня нет влечения и приязни».
«И
теперь, градоначальник, то, что ты сейчас осознал, понял, постиг
прямо сейчас в настоящем вне зависимости от времени, это же
самое ты можешь соотнести с прошлым и будущим: «Любое возникнувшее
страдание, возникшее во мне в прошлом, имело желание в качестве
причины, желание в качестве корня, поскольку желание есть причина
страдания. И любое возникнувшее страдание, что возникнет во
мне в будущем, будет иметь желание в качестве причины, желание
в качестве корня, поскольку желание есть причина страдания».
«Поразительно,
Господин. Изумительно. Как ловко Благословенный изложил это:
«Любое возникнувшее страдание, возникшее во мне в прошлом, имеет
желание в качестве причины, желание в качестве корня, поскольку
желание есть причина страдания. И любое возникнувшее страдание,
что возникнет во мне в будущем, будет иметь желание в качестве
причины, желание в качестве корня, поскольку желание есть причина
страдания». У меня есть сын, Господин, по имени Чираваси, который
очень далеко живёт от меня. Когда я просыпаюсь утром, я отправляю
посыльного, говоря ему: «Иди и узнай как там Чираваси». И покуда
не вернётся посыльный, я прямо вне себя, [думая]: «Надеюсь Чираваси
не заболел!».
«Теперь,
градоначальник, как ты думаешь: если Чираваси убьют или заключат
в темницу, оштрафуют или осудят – будешь ли ты печалиться, плакать,
болезненно переживать, беспокоиться и впадать в отчаяние?»
«Господин,
если моего сына Чираваси убьют или заключат в темницу, оштрафуют
или осудят – вся моя жизнь перевернётся. Как же мне не испытывать
печали, стенания, боли, беспокойства и отчаяния?»
«Таким
образом, градоначальник, благодаря этому разумению можно осознать,
как, появляясь, возникает страдание: желание – это источник
страдания, желание – его корень, поскольку желание есть причина
страдания».
«Теперь,
как ты думаешь, градоначальник: прежде чем ты увидел или услышал
о матери Чираваси – испытывал ли ты к ней желание, страсть или
любовь?»
«Нет,
Господин».
«А
после того, как ты увидел или услышал о матери Чираваси – испытал
ли ты к ней желание, страсть или любовь?»
«Да,
Господин».
«Как
ты думаешь: если мать Чираваси убьют или заключат в темницу,
оштрафуют или осудят – будешь ли ты печалиться, плакать, болезненно
переживать, беспокоиться и впадать в отчаяние?»
«Господин,
если мать Чираваси убьют или заключат в темницу, оштрафуют или
осудят – вся моя жизнь перевернётся. Как же мне не испытывать
печали, стенания, боли, беспокойства и отчаяния?»
«Таким
образом, градоначальник, благодаря этому разумению можно осознать,
как, появляясь, возникает страдание: желание – это источник
страдания, желание – его корень, поскольку желание есть причина
страдания».
|