В
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, я научу вас Благородному
Восьмеричному Пути и разъясню его вам. Слушайте внимательно то, о чём я буду говорить».
«Да, уважаемый» – ответили те монахи. Благословенный сказал: «И что
такое, монахи, Благородный восьмеричный путь? Это:
* Правильные Воззрения,
* Правильное Устремление,
* Правильная
Речь,
* Правильные Действия,
* Правильные Средства к жизни,
* Правильное Усилие,
* Правильная
Осознанность,
* Правильное Сосредоточение.
1) И что такое, монахи, правильные воззрения? Знание страдания,
знание источника страдания, знание прекращения страдания, знание
пути, ведущего к прекращению страдания. Это называется правильными
воззрениями.
2)
И что такое, монахи, правильное устремление? Устремление, [основанное
на] отречении, устремление, [основанное на] не-недоброжелательности,
устремление, [основанное на] отсутствии причинения вреда. Это
называется правильным устремлением.
3)
И что такое, монахи, правильная речь? Воздержание от лжи, воздержание
от злонамеренных слов, воздержание от грубой речи, воздержание
от пустой болтовни. Это называется правильной речью.
4)
И что такое, монахи, правильные действия? Воздержание от уничтожения
жизни, воздержание от взятия того, что [тебе] не было дано,
воздержание от неблагого сексуального поведения. Это называется
правильными действиями.
5)
И что такое, монахи, правильные средства к жизни? Вот благородный ученик, отбросив неправильное ведение жизни, зарабатывает
на жизнь правильной добычей средств к существованию. Это называется
правильными средствами к жизни.
6)
И что такое, монахи, правильное усилие? Вот, монахи, монах порождает
желание к не-возникновению невозникших плохих, неблагих состояний
[ума]. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на
это ум, старается. Он порождает желание к отбрасыванию возникших
плохих, неблагих состояний. Он прилагает усилие, порождает усердие,
направляет на это ум, старается. Он порождает желание к возникновению
невозникших благих состояний. Он прилагает усилие, порождает
усердие, направляет на это ум, старается. Он порождает желание
к поддержанию возникших благих состояний, к их не-угасанию,
увеличению, разрастанию, осуществлению посредством развития.
Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум,
старается. Это называется правильным усилием.
7)
И что такое, монахи, правильная осознанность? Вот, монахи, монах
пребывает в созерцании тела в теле, будучи старательным, бдительным,
осознанным, устранив влечение и недовольство к миру. Он пребывает
в созерцании чувств в чувствах… ума в уме… феноменов в феноменах,
будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив влечение
и недовольство к миру. Это называется правильной осознанностью.
8)
И что такое, монахи, правильное сосредоточение? Вот, монахи,
монах, отстранённый от чувственных удовольствий, отстранённый
от неблагих состояний [ума], входит в первую джхану и пребывает [в первой джхане],
что сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте],
с восторгом и удовольствием, что возникли посредством этой отстранённости.
С угасанием направления и удержания он входит [во вторую джхану] и пребывает во второй джхане, в которой наличествуют внутренняя
уверенность и единение ума, в которой нет направления и удержания,
но есть восторг и удовольствие, что возникли посредством сосредоточения.
С угасанием восторга он пребывает невозмутимым, осознанным,
бдительным, он ощущает приятное телом. Он входит и пребывает
в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: «Он невозмутим, осознан, находится в приятном пребывании». С успокоением удовольствия и
боли, как и с предшествующим угасанием радости и недовольства,
он входит в четвёртую джхану и пребывает [в четвёртой джхане], которая является ни-приятнойни-болезненной, характеризуется чистейшей осознанностью из-за невозмутимости.
Это называется правильным сосредоточением».
|