Однажды
Благословенный пребывал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики.
И тогда один монах подошёл к Благословенному, поклонился ему,
сел рядом и сказал: «Учитель, было бы хорошо, если бы Благословенный
вкратце научил бы меня Дхамме так, чтобы я пребывал бы один, в
уединении, будучи прилежным, старательным, решительным». [Благословенный
ответил]:
«Вот
так и бывает, когда некие глупцы обращаются ко мне с вопросами,
но когда им была поведана Дхамма, они думают только о том, чтобы
бегать за мной по пятам1».
«Пусть Благословенный
вкратце объяснит мне Дхамму! Пусть Счастливый вкратце объяснит
мне Дхамму! Быть может, я смогу понять смысл сказанного Благословенным.
Быть может, я стану преемником утверждения Благословенного».
«Что
же, монах, [в таком случае] очисти отправную точку благих состояний.
И какова отправная точка благих состояний? Это хорошо очищенная
нравственность и выправленные воззрения. Затем, монах, когда
твоя нравственность будет хорошо очищена, а воззрение выправлено,
то, опираясь на нравственность, основываясь на нравственности,
тебе следует развивать четыре основы осознанности тройственным
способом.
Какие четыре?
Монах, пребывай в созерцании тела в теле внутренне, будучи старательным,
бдительным, осознанным, устранив влечение и недовольство к миру. Пребывай в созерцании тела в теле внешне, будучи старательным,
бдительным, осознанным, устранив влечение и недовольство к миру. Пребывай в созерцании тела в теле внутренне и внешне,
будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив влечение и недовольство к миру.
Пребывай в созерцании чувств в чувствах…
Пребывай в созерцании ума в уме…
Пребывай в созерцании феноменов в феноменах внутренне… внешне…
внутренне и внешне, будучи старательным, бдительным, осознанным,
устранив влечение и недовольство к миру.
Когда, монах,
опираясь на нравственность, основываясь на нравственности, ты
так развиваешь эти четыре основы осознанности тройственным способом,
то тогда, будь то день или ночь, ты можешь ожидать только лишь
возрастания благих состояний, а не [их] уменьшения».
И тогда
тот монах, восхитившись и возрадовавшись словам Благословенного,
поднялся со своего сиденья и, поклонившись Благословенному,
ушёл, обойдя его с правой стороны.
И затем,
пребывая в уединении прилежным, старательным, решительным,
тот монах, реализовав это для себя посредством прямого знания,
здесь и сейчас вошёл и пребывал в высочайшей цели святой жизни,
ради которой представители клана праведно оставляют жизнь домохозяина и
ведут жизнь бездомную. Он напрямую познал: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние существования».
Так тот монах стал одним из арахантов.
|