[Благословенный
сказал]: «Монахи, есть пять качеств. Какие пять?
* качество
веры,
* качество
усердия,
* качество
осознанности,
* качество
сосредоточения,
* качество
мудрости.
И что такое
качество веры? Монахи, ученик Благородных – это человек веры.
Он верит в просветление Татхагаты: «В самом деле Благословенный
– достойный, истинно самопробуждённый, совершенный в знании и
поведении, достигший блага, знаток мира, непревзойдённый учитель
тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, пробуждённый,
благословенный». Это называется качеством веры.
И что такое
качество усердия? Вот монахи, ученик Благородных поддерживает
усердие к оставлению неблагих состояний [ума] и взращиванию
благих состояний. Он упорен, устойчив в своих стараниях, не
оставляет своих обязанностей по отношению к [развитию] благих
состояний. Он порождает желание к не-возникновению невозникших
плохих, неблагих состояний. Он прилагает усилие, порождает усердие,
направляет на это ум, старается. Он порождает желание к отбрасыванию
возникших плохих, неблагих состояний. Он прилагает усилие, порождает
усердие, направляет на это ум, старается. Он порождает желание
к возникновению невозникших благих состояний. Он прилагает усилие,
порождает усердие, направляет на это ум, старается. Он порождает
желание к поддержанию возникших благих состояний, к их не-угасанию,
увеличению, разрастанию, осуществлению посредством развития.
Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум,
старается. Это называется качеством усердия.
И
что такое качество осознанности? Вот монахи, ученик Благородных
внимателен, крайне осознан и проницателен, запоминает и способен
вспомнить даже то, что было сделано и сказано очень давно. Он
пребывает в созерцании тела в теле… чувств в чувствах… ума в
уме… феноменов в феноменах, будучи старательным, бдительным,
осознанным, устранив жажду и недовольство к миру. Это называется
качеством осознанности.
И
что такое качество сосредоточения? Вот монахи, ученик Благородных
достигает сосредоточения, достигает однонаправленности ума,
сделав объектом освобождение. Будучи отстранённым от чувственных
удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], он входит
и пребывает в первой джхане, которая сопровождается направлением
и удержанием [ума на объекте медитации], с восторгом и удовольствием, которые возникли из-за [этой] отстранённости. С угасанием направления
и удержания [ума на объекте], он входит и пребывает во второй
джхане, в которой наличествуют внутренняя уверенность и единение
ума, в которой нет направления и удержания, но есть восторг и удовольствие, которые возникли посредством сосредоточения. С угасанием
восторга он пребывает невозмутимым, осознанным, бдительным и
ощущает приятное телом. Он входит и пребывает в третьей джхане,
о которой Благородные говорят так: «Он невозмутим, осознан, пребывает в удовольствии». С оставлением удовольствия и боли, равно
как и с предыдущим угасанием радости и недовольства, он входит
и пребывает в четвёртой джхане, которая ни-приятна-ни-болезненна,
характерна чистейшей осознанностью из-за невозмутимости. Это
называется качеством сосредоточения.
И
что такое качество мудрости? Вот монахи, ученик Благородных
мудр. Он наделён мудростью в отношении происхождения и исчезновения
[феноменов] – благородной, проникающей, ведущей к полному уничтожению
страданий. Он понимает в соответствии с действительностью: «Это
– страдание»… «Это – источник страдания»… «Это – прекращение
страдания». Он понимает в соответствии с действительностью:
«Это – путь, ведущий к прекращению страдания». Это называется
качеством мудрости.
Таковы,
монахи, пять качеств».
|