Так
я слышал. Однажды Благословенный проживал в Косамби, в парке Гхоситы.
Там Благословенный обратился к монахам:
«Монахи,
есть ли способ, благодаря которому монах, являющийся учеником,
стоящий на уровне ученика, мог бы понять: «Я
– ученик», тогда как монах,
который завершил обучение, стоящий на уровне того, кто вне ученичества,
мог бы понять: «Я тот, кто завершил обучение»?
«Уважаемый,
наши учения укоренены в Благословенном, направляемы Благословенным,
находят пристанище в Благословенном. Было бы хорошо, если бы
Благословенный [сам] прояснил значение этого утверждения. Услышав
это из его уст, монахи запомнят это».
«Монахи,
есть способ, благодаря которому монах, являющийся учеником,
стоящий на уровне ученика, мог бы понять: „Я –
ученик“, тогда как монах, который завершил обучение, стоящий
на уровне того, кто вне ученичества, мог бы понять: „Я тот,
кто завершил обучение“.
И
каков, монахи, способ, благодаря которому монах, являющийся
учеником, стоящий на уровне ученика, мог бы понять: „Я –
ученик“?
Вот,
монахи, монах, являющийся учеником, понимает в соответствии
с действительностью: „Это –
страдание“. Он понимает в соответствии с действительностью:
„Это –
происхождение страдания“. Он понимает в соответствии с действительностью:
„Это –
прекращение страдания“. Он понимает в соответствии с действительностью:
„Это –
путь, ведущий к прекращению страдания“. Таков способ, благодаря
которому монах, являющийся учеником, стоящий на уровне ученика,
мог бы понять: „Я –
ученик“.
Далее,
монахи, вот монах, являющийся учеником, рассуждает так: „Есть
ли где-либо [вне учения Будды] другой жрец или отшельник, который
учит такой подлинной, истинной, действительной Дхамме, как Благословенный?“
Он понимает так: „Нет другого жреца или отшельника где-либо
[вне учения Будды], который учил бы такой подлинной, истинной,
действительной Дхамме, как Благословенный“. Это также является
способом, благодаря которому монах, являющийся учеником, стоящий
на уровне ученика, мог бы понять: „Я –
ученик“.
Монахи,
вот монах, являющийся учеником, понимает пять качеств –
качество веры, качество усердия, качество осознанности, качество
сосредоточения, качество мудрости. Пока ещё он не пребывает,
коснувшись телом их пункта назначения, их кульминации, их плода,
их окончательной цели. Но, проникнув своей мудростью, он видит1.
Это также является способом, благодаря которому монах, являющийся
учеником, состоящий в ученичестве, мог бы понять: «Я
– ученик».
И
каков, монахи, способ, благодаря которому монах, который завершил
обучение, стоящий на уровне того, кто вне ученичества, мог бы
понять: „Я тот, кто завершил обучение“?
учение“?
Монахи, вот монах, завершивший обучение, понимает пять качеств
–
качество веры, качество усердия, качество осознанности, качество
сосредоточения, качество мудрости. Он пребывает, коснувшись
телом их пункта назначения, их кульминации, их плода, их окончательной
цели. И, проникнув своей мудростью, он видит. Таков способ,
благодаря которому монах, который завершил обучение, стоящий
на уровне того, кто вне ученичества, мог бы понять: „Я тот,
кто завершил обучение“.
Далее,
монахи, вот монах, завершивший обучение, понимает шесть способностей
–
способность глаза, способность уха, способность носа, способность
языка, способность тела, способность ума. Он понимает: „Этишесть
способностей целиком и полностью прекратятся без остатка, и
никаких других шести способностей не появится где-либо каким-либо
образом“. Это также является способом, благодаря которому монах,
который завершил обучение, стоящий на уровне того, кто вне ученичества,
мог бы понять: „Я тот, кто завершил обучение“».
|