Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Секха сутта: Ученик
СН 48.53

 
редакция перевода: 29.10.2013
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1696"

Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Косамби в парке Гхоситы. Там Благословенный обратился к монахам:
«Монахи, есть ли способ, благодаря которому монах, являющийся учеником, состоящий в ученичестве, мог бы понять: «Я ученик», тогда как монах, который завершил обучение, состоящий вне ученичества, мог бы понять: «Я тот, кто завершил обучение»?
«Учитель, наши учения укоренены в Благословенном, направляемы Благословенным, находят пристанище в Благословенном. Было бы хорошо, если бы Благословенный [сам] прояснил значение этого утверждения. Услышав это из его уст, монахи запомнят это».
«Монахи, есть способ, благодаря которому монах, являющийся учеником, состоящий в ученичестве, мог бы понять: «Я ученик», тогда как монах, который завершил обучение, состоящий вне ученичества, мог бы понять: «Я тот, кто завершил обучение».
1) И каков, монахи, способ, благодаря которому монах, являющийся учеником, состоящий в ученичестве, мог бы понять: «Я ученик»?
Вот, монахи, монах, являющийся учеником, понимает в соответствии с действительностью: «Это страдание». Он понимает в соответствии с действительностью: «Это причина страдания». Он понимает в соответствии с действительностью: «Это прекращение страдания». Он понимает в соответствии с действительностью: «Это путь, ведущий к прекращению страдания». Таков способ, благодаря которому монах, являющийся учеником, состоящий в ученичестве, мог бы понять: «Я ученик».
Монахи, вот монах, являющийся учеником, рассуждает так: «Есть ли где-либо [вне учения Будды] другой жрец или отшельник, который учит такой подлинной, истинной, действительной Дхамме, как Благословенный?» Он понимает так: «Нет другого жреца или отшельника где-либо [вне учения Будды], который учил бы такой подлинной, истинной, действительной Дхамме, как Благословенный». Это также является способом, благодаря которому монах, являющийся учеником, состоящий в ученичестве, мог бы понять: «Я ученик».
Монахи, вот монах, являющийся учеником, понимает пять качеств качество веры, качество усердия, качество осознанности, качество сосредоточения, качество мудрости. Пока ещё он не пребывает в касании телом их пункта назначения, их кульминации, их плода, их окончательной цели. Но, проникнув своей мудростью, он видит1. Это также является способом, благодаря которому монах, являющийся учеником, состоящий в ученичестве, мог бы понять: «Я ученик».
2) И каков, монахи, способ, благодаря которому монах, который завершил обучение, состоящий вне ученичества, мог бы понять: «Я тот, кто завершил обучение»?
Монахи, вот монах, завершивший обучение, понимает пять качеств качество веры, качество усердия, качество осознанности, качество сосредоточения, качество мудрости. Он пребывает, коснувшись своим телом их пункта назначения, их кульминации, их плода, их окончательной цели. И, проникнув своей мудростью, он видит. Таков способ, благодаря которому монах, который завершил обучение, состоящий вне ученичества, мог бы понять: «Я тот, кто завершил обучение».
Монахи, вот монах, завершивший обучение, понимает шесть качеств качество глаза, качество уха, качество носа, качество языка, качество тела, качество ума. Он понимает: «Эти шесть качеств целиком и без остатка прекратятся, и никаких других шести качеств не появится где-либо каким-либо образом». Это также является способом, благодаря которому монах, который завершил обучение, состоящий вне ученичества, мог бы понять: «Я тот, кто завершил обучение».


1 Ученик видит ниббану, но не имеет её переживания. Согласно Комментарию, он "не касается, не обретает её своей ментальной-группой (намакая)", то есть группой факторов сознания; но понимает пересматривающей мудростью что "Там есть плод арахантства".

Прим. переводчика (SV): Очевидно, когда здесь говорится об ученике, то речь идёт о не-возвращающемся, который видит ниббану, но не касается её телом (см. СН 12.68
). Либо, если речь идёт о любом уровне ученика, то, вероятно, подразумевается видение мудростью Пути к ниббане, но не самой ниббаны.


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.