Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Патхамаананда-сутта: Ананда (I)
СН 54.13

 
редакция перевода: 20.06.2025
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1780"

В Саваттхи. И тогда достопочтенный Ананда подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал ему: «Уважаемый, есть ли такая одна вещь, которая, будучи развитой и взращённой, вела бы к реализации четырёх вещей? И четыре вещи, которые, будучи развитыми и взращёнными, вели бы к реализации семи вещей? И семь вещей, которые, будучи развитыми и взращёнными, вели бы к реализации двух вещей?»
«Есть, Ананда, одна вещь, которая, будучи развитой и взращённой, ведёт к реализации четырёх вещей; и четыре вещи, которые, будучи развитыми и взращёнными, ведут к реализации семи вещей; и семь вещей, которые, будучи развитыми и взращёнными, ведут к реализации двух вещей».
«Но, уважаемый, что это за одна вещь… четыре вещи… семь вещей, которые, будучи развитыми и взращёнными, ведут к реализации двух вещей?»
«Сосредоточение из-за осознанности к дыханию, Ананда, – это одна вещь, которая, будучи развитой и взращённой, ведёт к реализации четырёх основ осознанности. Четыре основы осознанности, будучи развитыми и взращёнными, ведут к реализации семи факторов просветления. Семь факторов просветления, будучи развитыми и взращёнными, ведут к реализации истинного знания и освобождения.

Реализация четырёх основ осознанности

И как, Ананда, сосредоточение из-за осознанности к дыханию, будучи развитым и взращенным, ведёт к реализации четырёх основ осознанности? Вот, Ананда, монах, уйдя в лес, или к подножью дерева, или в пустое жилище, садится. Скрестив ноги, выпрямив тело, он устанавливает осознанность впереди. Будучи осознанным, он вдыхает, будучи осознанным, он выдыхает… 1 ...он тренируется так: «Созерцая оставление, я буду выдыхать». Каждый раз, Ананда, когда монах, делая долгий вдох, знает: «Я делаю долгий вдох»... 2 ... монах пребывает в созерцании умственных феноменов как умственных феноменов, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность и грусть к миру. Вот так, Ананда, сосредоточение из-за осознанности к дыханию, будучи развитым и взращённым, ведёт к реализации четырёх основ осознанности.

Реализация семи факторов просветления

И как, Ананда, четыре основы осознанности, будучи развитыми и взращёнными, ведут к реализации семи факторов просветления?
Каждый раз, Ананда, когда монах пребывает в созерцании тела как тела, в этом случае незамутнённая осознанность утверждена в этом монахе. Каждый раз, Ананда, когда незамутнённая осознанность утвердилась в монахе, в этом случае в нём возникает осознанность
как фактор просветления. В этом случае монах развивает осознанность как фактор просветления. В этом случае осознанность как фактор просветления совершенствуется за счёт развития в монахе3.
Пребывая столь осознанным, он распознаёт эту Дхамму мудростью, изучает её, исследует её. Ананда, когда монах, пребывая столь осознанным, распознаёт эту Дхамму мудростью, изучает её, исследует её, в этом случае исследование состояний как фактор просветления зарождается монахом. В этом случае монах развивает исследование состояний как фактор просветления. В этом случае исследование состояний как фактор просветления совершенствуется за счёт развития в монахе.
Когда монах распознаёт эту Дхамму мудростью, изучает её, исследует её, зарождается неослабевающее усердие. Ананда, когда у монаха зарождено неослабевающее усердие, по мере того как он распознаёт Дхамму мудростью, изучает её, исследует её, в этом случае усердие как фактор просветления зарождается монахом. В этом случае монах развивает усердие как фактор просветления.
В этом случае усердие как фактор просветления совершенствуется за счёт развития в монахе.
Когда его усердие зарождено, в нём возникает духовный восторг. Ананда, когда духовный восторг возникает в монахе, чьё усердие зарождено, в этом случае восторг как фактор просветления зарождается монахом. В этом случае монах развивает восторг как фактор просветления. В этом случае восторг как фактор просветления совершенствуется за счёт развития в монахе.
У того, чей ум полон восторга, тело становится безмятежным, ум становится безмятежным. Ананда, когда тело становится безмятежным, ум становится безмятежным у монаха, чей ум полон восторга, в этом случае безмятежность как фактор просветления зарождается монахом. В этом случае монах развивает безмятежность как фактор просветления. В этом случае безмятежность как фактор просветления совершенствуется за счёт развития в монахе.
У того, чьё тело безмятежно и кто доволен, ум становится сосредоточенным. Ананда, когда ум становится сосредоточенным у монаха, чьё тело безмятежно и кто доволен, в этом случае сосредоточение как фактор просветления зарождается монахом. В этом случае монах развивает сосредоточение как фактор просветления. В этом случае сосредоточение как фактор просветления совершенствуется за счёт развития в монахе.
Он пристально смотрит с невозмутимостью на такой сосредоточенный ум. Ананда, когда монах пристально смотрит с невозмутимостью на такой сосредоточенный ум, в этом случае невозмутимость как фактор просветления зарождается монахом. В этом случае монах развивает невозмутимость как фактор просветления. В этом случае невозмутимость как фактор просветления совершенствуется за счёт развития в монахе.
Каждый раз, Ананда, когда монах пребывает в созерцании чувств как чувств… ума как ума… умственных феноменов как умственных феноменов, в этом случае незамутнённая осознанность утверждена в этом монахе. Каждый раз, Ананда, когда незамутнённая осознанность утвердилась в монахе... невозмутимость как фактор просветления совершенствуется за счёт развития в монахе.
Вот так, Ананда, четыре основы осознанности, будучи развитыми и взращёнными, ведут к реализации семи факторов просветления.

Реализация истинного знания и освобождения

И как, Ананда, семь факторов просветления, будучи развитыми и взращёнными, ведут к реализации истинного знания и освобождения?
Вот, Ананда, монах развивает осознанность как фактор просветления, который поддерживается отречением, бесстрастием, прекращением и созревает в оставлении. Он развивает исследование состояний… усердие… восторг… безмятежность… сосредоточение… невозмутимость как фактор просветления, который поддерживается отречением, бесстрастием, прекращением и созревает в оставлении.
Вот как, Ананда, эти семь факторов просветления, будучи развитыми и взращёнными, ведут к реализации истинного знания и освобождения».


1 Здесь перечисляются все 16 шагов, описанные в СН 54.1.

2 Здесь перечисляются все 16 шагов с более подробным разъяснением, описанные в СН 54.10.

3 Прим. переводчика (SV): Небезынтересно, что все описания семи факторов просветления совпадают с их описанием в СН 46.3, за исключением самого первого (осознанности). Здесь она объясняется чётко как медитативное умение, тогда как в СН 46.3, она объясняется как способность помнить Учения, размышлять над ними, вспоминать их. Вероятно, по аналогии, второй фактор (исследование дхамм) здесь (в СН 54.13) также следует рассматривать как прямое изучение феноменов в процессе медитации, тогда как этот же самый фактор в СН 46.3 можно рассматривать как изучение Дхаммы как Учения, а не феноменов.

4 Джхановый фактор восторга – пити.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.