Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Дипа-сутта: Пример с лампой
СН 54.8

 
редакция перевода: 20.06.2025
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 1770"

лагословенный сказал]: «Монахи, когда сосредоточение из-за осознанности к дыханию развито и взращено, оно приносит великий плод и благо. И как, монахи, сосредоточение из-за осознанности к дыханию, будучи развитым и взращённым, приносит великий плод и благо?
Вот, монахи, монах, уйдя в лес, или к подножью дерева, или в пустое жилище, садится. Скрестив ноги, выпрямив тело, он устанавливает осознанность впереди. Будучи постоянно осознанным, он вдыхает. Будучи постоянно осознанным, он выдыхает. Делая долгий вдох, он знает... 1 ...он тренируется так: «Созерцая оставление, я буду выдыхать». Вот так, монахи, осознанность к дыханию, будучи развитой и взращённой, приносит великий плод и благо.
Я тоже, монахи, до моего просветления, пока всё ещё был непросветлённым бодхисаттой, по большей части пребывал в этом пребывании. Пока я по большей части пребывал в этом пребывании, у меня не уставали ни тело, ни глаза, и мой ум освободился от пятен посредством не-цепляния.
Поэтому, монахи, если монах желает: „Пусть у меня ни тело, ни глаза не станут уставшими, и пусть мой ум освободится от пятен посредством не-цепляния“, то ему следует тщательно практиковать это самое сосредоточение из-за осознанности к дыханию2.
Поэтому, монахи, если монах желает: „Пусть воспоминания и устремления, связанные с домохозяйской жизнью, будут отброшены мной“, то ему следует тщательно практиковать это самое сосредоточение из-за осознанности к дыханию.
Поэтому, монахи, если монах желает: „Пусть я буду пребывать в восприятии отвратительного в неотвратительном“, то ему следует тщательно практиковать это самое сосредоточение из-за осознанности к дыханию. Если монах желает: „Пусть я буду пребывать в восприятии не-отвратительного в отвратительном“, то ему следует тщательно практиковать это самое сосредоточение из-за осознанности к дыханию. Если монах желает: „Пусть я буду пребывать в восприятии отвратительного и в не-отвратительном, и в отвратительном“, то ему следует тщательно практиковать это самое сосредоточение из-за осознанности к дыханию. Если монах желает: „Пусть я буду пребывать в восприятии не-отвратительного и в не-отвратительном, и в отвратительном“, то ему следует тщательно практиковать это самое сосредоточение из-за осознанности к дыханию. Если монах желает: „Избегая и не-отвратительного, и отвратительного, пусть я буду пребывать в невозмутимости, осознанным и бдительным“, то ему следует тщательно практиковать это самое сосредоточение из-за осознанности к дыханию.
Поэтому, монахи, если монах желает: “Пусть, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], я войду [в первую джхану] и буду пребывать в первой джхане, которая сопровождается направлением [ума на объект медитации] и удержанием [на нём] с восторгом и удовольствием, что возникли из-за [этой] отстранённости“, то ему следует тщательно практиковать это самое сосредоточение из-за осознанности к дыханию.
Поэтому, монахи, если монах желает: „Пусть с угасанием направления и удержания я войду [во вторую джхану] и буду пребывать во второй джхане, в которой наличествуют уверенность в себе и единение ума, в которой нет направления и удержания, но есть восторг и удовольствие, что возникли посредством сосредоточения“, то ему следует тщательно практиковать это самое сосредоточение из-за осознанности к дыханию.
Поэтому, монахи, если монах желает: „Пусть с угасанием восторга я буду пребывать невозмутимым, осознанным, бдительным, всё ещё ощущая приятное телом. Я войду [в третью джхану] и буду пребывать в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: ‘Он невозмутим, осознан, находится в приятном пребывании’“, то ему следует тщательно практиковать это самое сосредоточение из-за осознанности к дыханию.
Поэтому, монахи, если монах желает: „Пусть c оставлением удовольствия и боли, равно как и с предыдущим угасанием радости и грусти, я войду [в четвёртую джхану] и буду пребывать в четвёртой джхане, которая является ни-приятной-ниболезненной, характеризуется чистейшей осознанностью из-за невозмутимости“, то ему следует тщательно практиковать это самое сосредоточение из-за осознанности к дыханию.
Поэтому, монахи, если монах желает: „Пусть с полным преодолением восприятий форм, с исчезновением восприятий, вызываемых органами чувств, не обращающий внимания на восприятия множественного, осознавая: ‘Пространство безгранично’, я войду в сферу безграничного пространства и буду пребывать [в ней]“, то ему следует тщательно практиковать это самое сосредоточение из-за осознанности к дыханию.
Поэтому, монахи, если монах желает: „Пусть с полным преодолением сферы безграничного пространства, осознавая: ‘Сознание безгранично’, я войду в сферу безграничного сознания и буду пребывать [в ней]“, то ему следует тщательно практиковать это самое сосредоточение из-за осознанности к дыханию.
Поэтому, монахи, если монах желает: „Пусть с полным преодолением сферы безграничного сознания, осознавая: ‘Здесь ничего нет’, я войду в сферу отсутствия всего и буду пребывать [в ней]“, то ему следует тщательно практиковать это самое сосредоточение из-за осознанности к дыханию.
Поэтому, монахи, если монах желает: «Пусть я с полным преодолением сферы отсутствия всего войду в сферe ни-восприятия-ни-не-восприятия и буду пребывать [в ней]», то ему следует тщательно практиковать это самое сосредоточение из-за осознанности к дыханию.
Поэтому, монахи, если монах желает: „Пусть с полным преодолением сферы ни-восприятия-ни-невосприятия я войду в прекращение восприятия и чувствования и буду пребывать [в нём]“, то ему следует тщательно практиковать это самое сосредоточение из-за осознанности к дыханию.
Когда, монахи, сосредоточение из-за осознанности к дыханию было развито и взращено таким образом, то, если он чувствует приятное чувство, он понимает: „Оно непостоянно“. Он понимает: „Нет цепляния за него“. Он понимает: „Нет наслаждения им“. Если он чувствует болезненное чувство, он понимает: „Оно непостоянно“. Он понимает: „Нет цепляния за него“. Он понимает: „Нет наслаждения им“. Если он чувствует ни-приятноени-болезненное чувство, он понимает: „Оно непостоянно“. Он понимает: „Нет цепляния за него“. Он понимает: „Нет наслаждения им“.
Если он чувствует приятное чувство, он чувствует его, [будучи] отсоединённым [от него]. Если он чувствует болезненное чувство, он чувствует его, [будучи] отсоединённым [от него]. Если он чувствует ни-приятноени-болезненное чувство, он чувствует его, [будучи] отсоединённым [от него].
Когда он чувствует чувство, заканчивающееся вместе с телом, он понимает: „Я чувствую чувство, заканчивающееся вместе с телом“. Когда он чувствует чувство, заканчивающееся вместе с жизнью, он понимает: „Я чувствую чувство, заканчивающееся вместе с жизнью“. Он понимает: „С распадом тела, с окончанием жизни, всё, что чувствуется, при отсутствии наслаждения в этом прямо здесь и остынет“.
Подобно тому, монахи, как масляная лампа горит в зависимости от масла и фитиля, и с истощением масла и фитиля она гаснет из-за недостатка топлива, точно так же, монахи, когда он чувствует чувство, заканчивающееся вместе с телом… заканчивающееся вместе с жизнью… он понимает: „С распадом тела, с окончанием жизни, всё, что чувствуется, при отсутствии наслаждения в этом прямо здесь и остынет“».


1 Здесь перечисляются все 16 шагов, описанные в СН 54.1

2 Небезынтересно, что, согласно Комментарию, медитация на других объектах – таких как "четыре элемента" или "тотальность" вызывает напряжение в глазах и в теле, а также подавленность после выхода из такой медитации, тогда как при осознанности к дыханию такого не происходит.

3 Согласно Комментарию, речь идёт об "арья-иддхи". Чтобы созерцать не-отвратительное в отвратительном, следует наполнить неприятный предмет доброжелательностью. А чтобы увидеть отвратительное в приятном предмете, нужно увидеть его разбитым на безличностные составные части. Подробнее см. МН 152.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.