Так
я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Весали в Великом Лесу
в Павильоне с Остроконечной Крышей. И тогда Благословенный различными
способами наставлял монахов беседой об отвратительности [тела],
восхваляя [созерцание] отвратительности, восхваляя развитие медитации
на отвратительности.
И затем
Благословенный обратился к монахам так: «Монахи, я хочу уйти
в затворничество на полмесяца. Никто не должен подходить ко
мне, кроме того, кто будет мне приносить пищу, полученную с
подаяний».
«Да,
Учитель» – ответили те монахи, и никто не подходил к Благословенному,
кроме того, кто приносил ему пищу, полученную с подаяний.
Затем
те монахи, памятуя: «Благословенный различными способами наставлял
беседой об отвратительности [тела], восхваляя [созерцание] отвратительности,
восхваляя развитие медитации на отвратительности» – пребывали,
посвящая себя развитию медитации на отвратительности в её многочисленных
аспектах и факторах. Ощутив неприязнь, пренебрежение, и отвращение
к этому самому телу, они нашли [для себя] убийцу. В один день
десять монахов использовали нож, или же в один день двадцать
или тридцать монахов использовали нож1.
Затем, по
истечении половины месяца, Благословенный вышел из затворничества
и обратился к Достопочтенному Ананде: «Ананда, почему Сангха
монахов так малочисленна?»
«Учитель,
поскольку, памятуя: «Благословенный различными способами наставлял
беседой об отвратительности [тела], восхваляя [созерцание] отвратительности,
восхваляя развитие медитации на отвратительности» – [монахи]
пребывали, посвящая себя развитию медитации на отвратительности
в её многочисленных аспектах и факторах. Ощутив неприязнь, пренебрежение,
и отвращение к этому самому телу, они нашли [для себя] убийцу.
В один день десять монахов использовали нож, или же в один день
двадцать или тридцать монахов использовали нож. Было бы хорошо,
Учитель, если бы Благословенный разъяснил иной метод, так, чтобы
Сангха монахов утвердилась бы [в постижении] окончательного
знания».
«Что же,
Ананда, созови в зале для собраний всех монахов, что зависят
в своём проживании от Весали».
«Да,
Учитель» – ответил Достопочтенный Ананда и созвал в зале для
собраний столько, сколько было монахов, зависящих в своём проживании
от Весали. Затем он подошёл к Благословенному и сказал ему:
«Сангха монахов собралась, Учитель. Пусть Благословенный придёт
тогда, когда ему это будет удобно».
И
тогда Благословенный отправился в зал для собраний, сел на подготовленное
сиденье, и обратился к монахам так:
«Монахи,
это сосредоточение осознанности к дыханию, будучи развитым и
взращенным, является умиротворённым и возвышенным, неземным
приятным пребыванием; и оно тут же рассеивает и подавляет неблагие
состояния [ума], как только они появляются.
Подобно
тому, монахи, как в последний месяц жаркого сезона, когда поднимается
груда пыли и грязи, не по сезону большое дождевое облако растворяет
её и подавляет прямо на том самом месте – то точно также, это
сосредоточение осознанности к дыханию, будучи развитым и взращенным,
является умиротворённым и возвышенным, неземным приятным пребыванием;
и оно тут же рассеивает и подавляет неблагие состояния [ума],
как только они появляются. И каким образом?
Вот,
монахи, монах, затворившись в лесу, у подножья дерева или в
пустом жилище, садится. Скрестив ноги, выпрямив тело, он устанавливает
осознанность впереди... 2
...он тренируется так: «Созерцая оставление,
я буду выдыхать».
Вот так,
монахи, это сосредоточение осознанности к дыханию… подавляет
неблагие состояния [ума], как только они появляются».
|