Cев
рядом, Достопочтенный Ананда сказал Благословенному: «Учитель,
мирянин по имени Какката скончался в Натике. Какова его участь,
каков его будущий удел? Мирянин по имени Калинга… Никата… Катиссаха…
Туттха… Сантуттха… Бхадда… Субхадда умер в Натике. Какова его
участь, каков его будущий удел?»
«Ананда,
скончавшийся мирянин Какката с полным уничтожением пяти нижних
оков стал тем, кто переродился спонтанно [в мире Чистых Обителей]
и там обретёт окончательную ниббану, не возвращаясь из того
мира [обратно в этот мир]. И то же самое в отношении мирян Калинги,
Никаты, Катиссахи, Туттхи, Сантуттхи, Бхадды, Субхадды.
Более
пятидесяти скончавшихся в Натике мирян с полным уничтожением
пяти нижних оков стали теми, кто переродился спонтанно [в мире
Чистых Обителей] и там обретёт окончательную ниббану, не возвращаясь
из того мира [обратно в этот мир].
Более
чем девяносто скончавшихся в Натике мирян с полным уничтожением
трёх [нижних] оков и с ослаблением жажды, злобы, и заблуждения,
стали однажды-возвращающимися, теми, кто вернётся в этот мир
лишь ещё один раз и [тогда и] положит конец страданию.
Пятьсот
шесть мирян, скончавшихся в Натике, с полным уничтожением трёх
[нижних] оков стали вступившими в поток, освобождёнными от нижних
миров, непоколебимыми в своей участи, направляющимися к просветлению.
Не
стоит удивляться, Ананда, что человек умирает. Но если каждый
раз, когда кто-либо умер, ты будешь подходить и расспрашивать
меня об этом, то это будет [являться] нарушением спокойствия
Татхагаты. Поэтому, Ананда, я научу тебя изложению Дхаммы, что
называется «зеркалом Дхаммы», обладая которым, ученик Благородных,
если захочет, может объявить о себе: «Ада не будет; утробы животных
не будет; состояния страдающих духов не будет; состояний лишений,
плохих уделов, нижних миров не будет! Я – вступивший в поток,
непреклонный, никогда более не способный родиться в низших мирах,
устремлённый к просветлению».
И что это,
Ананда, за раскрывание Дхаммы, зеркало Дхаммы, обладая которым
ученик Благородных, если захочет, может объявить о себе так?
1)
Вот, Ананда, ученик Благородных наделён подтверждённой верой
в Будду: «В самом деле Благословенный – достойный, истинно самопробуждённый,
совершенный в знании и поведении, достигший блага, знаток мира,
непревзойдённый учитель тех, кто готов обучаться, учитель богов
и людей, пробуждённый, благословенный».
2)
Он наделён подтверждённой верой в Дхамму: «Дхамма превосходно
разъяснена Благословенным, видимая здесь и сейчас, не зависящая
от времени, приглашающая пойти и увидеть, ведущая к цели, познаваемая
мудрыми самостоятельно».
3)
Он наделён подтверждённой верой в Сангху: «Сангха учеников Благословенного, идущих по хорошему пути, идущих по прямому пути, идущих по верному пути, идущих по совершенному пути, другими словами, четыре пары или восемь типов личностей – это Сангха учеников Благословенного: достойная даров, достойная гостеприимства, достойная подношений, достойная уважения, непревзойдённое поле заслуг для мира».
4)
Он наделён нравственными качествами, которые дороги Благородным:
прочными, цельными, незапятнанными, освобождающими, восхваляемыми
мудрецами, яркими, ведущими к сосредоточению.
Это,
Ананда, и является раскрыванием Дхаммы, зеркалом Дхаммы, обладая
которым, ученик Благородных, если захочет, может объявить о
себе: «Ада не будет; утробы животных не будет; состояния страдающих
духов не будет; состояний лишений, плохих уделов, нижних миров
не будет! Я – вступивший в поток, непреклонный, никогда более
не способный родиться в низших мирах, устремлённый к просветлению».
|