В
Саваттхи. В то время Благословенный ушёл, чтобы провести свой
остаток дня в затворничестве. И тогда независимые брахмы Субрахма
и Суддхаваса отправились к Благословенному и встали каждый возле
притолоки двери1.
Затем независимый брахма Субрахма обратился к независимому брахме
Суддхавасе: «Сейчас неподходящее время для того, чтобы навещать
Благословенного. Благословенный ушёл, чтобы провести свой остаток
дня в затворничестве. Такой-то и такой-то мир брахм — богатый
и процветающий, а брахма, проживающий там, пребывает в беспечности.
Ну же, почтенный, отправимся в тот мир брахм и пробудим в том
брахме чувство безотлагательности».
«Хорошо,
почтенный», – ответил независимый брахма Суддхаваса. И тогда,
так же быстро, как сильный человек мог бы распрямить согнутую
руку или согнуть распрямлённую, независимые брахмы Субрахма
и Суддхаваса исчезли перед Благословенным и появились в том
мире брахм. Тот брахма увидел этих брахм издали и сказал им:
«Откуда идёте, почтенные?»
«Мы
пришли, почтенный, от Благословенного, совершенного, полностью
просветлённого. Почтенный, тебе [также] следует пойти и услужить
Благословенному, совершенному, полностью просветлённому».
Когда
так было сказано, тот брахма отказался принять их совет. Создав
тысячу копий самого себя, он обратился к независимому брахме
Субрахме: «Видишь, почтенный, какой огромной силой и могуществом
обладаю я?»
«Я вижу,
почтенный, что ты обладаешь столь огромной силой и могуществом».
«Но, почтенный,
когда я столь силён и могущественен, нужно ли мне идти и услуживать
какому-либо отшельнику или жрецу?»
Тогда
независимый брахма Субрахма, создав две тысячи копий себя,
обратился к тому брахме: «Видишь, почтенный, какой огромной
силой и могуществом обладаю я?»
«Я вижу,
почтенный, что ты обладаешь столь огромной силой и могуществом».
«Благословенный,
почтенный, ещё более силён и могущественен, чем и я и ты вместе
взятые. Тебе, почтенный, следует пойти и услужить Благословенному,
совершенному, полностью просветлённому».
И тогда
тот брахма обратился к независимому брахме Субрахме строфой:
«Три [сотни] супанн, и четыре – гусей,
И соколов также пять сотен:
Дворец сей того, медитирует кто, —
Весь север собой освещает2».
[Брахма Субрахма]:
«Хоть даже сияет твой этот дворец,
Весь север собой освещая,
Увидев изъян [каждой] формы —
Как вечно трепещет она, —
Мудрец [всякой] форме не рад».
Затем независимые брахмы Субрахма и Суддхаваса, побудив чувство
безотлагательности в том брахме, исчезли прямо на том самом
месте. И позже тот брахма отправился услужить Благословенному,
совершенному, полностью просветлённому.