Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Субхасита-сутта: Хорошо произнесённое
СН 8.5

 
редакция перевода: 30.03.2024
Перевод с английского: SV

источник:
"Samyutta Nikaya by Bodhi, p. 284"

В Саваттхи. Там Благословенный обратился к монахам так: «Монахи!»
«Уважаемый», – отвечали те монахи. Благословенный сказал так:
«Монахи, когда речь обладает четырьмя факторами, она хорошо произнесена, а не плохо произнесена, она безупречна, не порицается мудрыми. Какими четырьмя?
Вот, монахи, монах говорит то, что хорошо произнесено, а не плохо произнесено. Он говорит только по Дхамме, а не по тому, что не является Дхаммой. Он говорит только благозвучное, а не неблагозвучное. Он говорит только истинное, а не ложное. Когда речь наделена этими четырьмя факторами, она хорошо произнесена, а не плохо произнесена, она безупречна, не порицается мудрыми».
Так сказал Благословенный. И сказав так, Счастливейший, Учитель, далее добавил:

«Всё сказанное хорошо является первейшим, —
Благие [люди все так] говорят.
И во-вторых, ты Дхамму, не Адхамму говори.
И в-третьих, говори, чтоб было благозвучно,
Не благозвучное [же не произноси];
В-четвёртых, лжи не говори, произноси лишь правду».

И тогда достопочтенный Вангиса поднялся со своего сиденья, закинул внешнее одеяние за плечо и, подняв сложенные ладони в почтительном приветствии Благословенного, сказал ему: «Вдохновение снизошло на меня, Благословенный! Вдохновение снизошло на меня, Счастливейший!»
Благословенный сказал: «В таком случае, вырази своё вдохновение, Вангиса». И тогда достопочтенный Вангиса уместными строфами произнёс восхваление, [обращаясь] напрямую к Благословенному:

«Произноси лишь только речь такую,
Которой не поранишь ты себя,
Другим вреда не причинишь ей также:
И сказана прекрасно речь такая.

Произноси приятную лишь речь,
Такую речь, которой только рады.
Когда она не принесёт плохого,
Тобою сказанное остальным приятно.

Бессмертной речью же является лишь правда:
И в этом состоит древнейший принцип.
Цель, как и Дхамма, говорят благие,
Основаны ведь [только лишь] на правде.

И речь спасения, что Будда произносит
Для достижения [людьми] ниббаны,
Чтоб положить конец [любым] страданиям, —
Воистину, первейшая то речь».



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.