От
близких связей опасность возникла;
От [проживания] в обители – пыль.
[Я] без обители, без близких связей:
Это воистину виденье мудрого. (1)
Тот,
кто, возникшее перерезав,
Не насыщает то, что возникает1
–
Мудрым зовётся, живёт он один:
Риши великий увидел покой. (2)
Почвы
постигнув, зерно сокрушив,
Влагой он [больше] его не питает2.
Видит кончину рождений мудрец,
Мысли отбросив3, [он] без описаний4.
(3)
Все
местожительства5 поняты им,
Ни одного из них не желая,
Он есть мудрец, жажды что не имеет,
Он не стремится, ведь вышел за грань6.
(4)
Он превзошёл
всё, [он] мудр, всезнающ,
[Он] незапятнан среди всех вещей.
Бросив всё, в уничтожении жажды свободен:
Мудрые знают его мудрецом. (5)
C
силою мудрости он наделён
Правил блюденьем, благим поведением,
Собран7, осознан, и, радуясь
в джхане,
[Он] без наплывов, [в уме] не бесплоден8,
Освобождён [он] от [всяческих] уз:
Мудрые знают его мудрецом. (6)
Мудрый,
прилежный, живущий один,
Ни похвалой, ни хулой не колеблем –
Лев, не встревожен от звуков вокруг;
Ветер, который не ловится в сети;
Лотос, который водой не пятнаем;
Тот, кто ведёт, а не тот, кто ведом:
Мудрые знают его мудрецом. (7)
Прочен
[он], словно колонна у брода,
При тех словах, что вызов бросают;
Он лишён страсти и в чувствах [он] собран9:
Мудрые знают его мудрецом. (8)
Внутренне
твёрд он и прям, как челнок,
Злые деяния противны ему.
Он постигает неровное, ровное10:
Мудрые знают его мудрецом. (9)
Владеет
собой и не делает зла;
Сдержан мудрец, когда юн и в годах.
[Сам] безупречен, других не бранит:
Мудрые знают его мудрецом. (10)
Сверху,
из центра иль из остатков –
Любую еду, что добыл получатель11,
Не хвалит её, как и не отвергает:
Мудрые знают его мудрецом. (11)
Мудрец,
что живёт без соития плотского,
В юности даже не связан нигде,
Без самолюбия и без беспечности,
Освобождён [целиком он и] полностью:
Мудрые знают его мудрецом. (12)
Мир12
он познал, видит высшую цель,
Он беспристрастен и он переплыл
И наводнение, и океан13 – он
непривязан,
Наплывов лишён; тот, чьи узлы разрублены были14:
Мудрые знают его мудрецом. (13)
[И эти]
двое не схожи [друг с другом],
Их поведение, жилище – различны:
[Первый] – мирянин, жену кто содержит,
[А вот] аскет не владеет ничем.
Мирянин не сдержан в ущербе живым,
Мудрец всегда сдержан, живых защитит. (14)
Как
синешеий павлин на лету
Скорости гуся не может достичь,
Так не сравнится мирянин с монахом15,
С [тем] мудрецом, медитирует кто,
Уединившись в [диких] лесах.16
(15)
|