«Я
спрашиваю мудреца, того, кто мудростью богат1,
Кто пересёк, ушёл за грань, достиг ниббаны, внутренне устойчив:
Домашнюю оставив жизнь, отбросив наслажденья чувств,
Как может сей монах скитаться правильно по миру?» (1)
[Будда]:
«Когда он был искоренён [в заботе] о благословениях,
А также снах, предвестиях, знамениях счастливых,
Когда изъяны [всех] благословений он отбросил2,
Такой монах может скитаться правильно по миру. (2)
К усладам
чувств монах должен отринуть страсть,
К [тем] удовольствиям людским, [а также] и к небесным;
Преодолев существование, [мудростью] постигнув Дхамму,
Он правильно скитался бы по миру. (3)
Оставив
позади себя слова, что розни сеют,
Монах отринуть должен раздражение и подлость;
Когда отбросил он влечение, отвращение,
Он правильно скитался бы по миру. (4)
Приятное,
противное оставив,
Цепляния не имея, не завися от всего,
Освободившись целиком от тех вещей, что держат3,
Он правильно скитался бы по миру. (5)
Он
не находит сердцевины в обретениях4,
Ведь устранил желание, страсть к подобранным вещам;5
И независимый, другими не ведомый,
Он правильно скитался бы по миру. (6)
В речах,
уме, в поступках не враждебен,
Поскольку Дхамму правильно он понял,
К ниббаны состоянию устремляясь,
Он правильно скитался бы по миру. (7)
Монах
не должен ликовать при мысли «меня вот этот почитает»,
И даже если [кем-то] оскорблён он, питать негодования не должен.
Не должен быть и опьянён едой он, которую добыл он у других6:
Он правильно скитался бы по миру. (8)
Отбросив
жадность и существование,
Монах пленений и ранений сторонится7,
Преодолел неясность, дротиков лишённый8:
Он правильно скитался бы по миру. (9)
И осознав,
что для себя уместно,
Монах другому в мире не вредит.
Дхамму такой поняв, какая она есть,
Он правильно скитался бы по миру. (10)
Кто
скрытых склонностей любых лишён,
Кто выкорчевал неблагие корни9,
Кто безжеланный, не имеет ожиданий:
Он правильно скитался бы по миру. (11)
Наплывы
уничтожил10, самомнение отбросил,
Дорогу страсти всю преодолел –
Угасший, укрощённый, внутренне устойчив:
Он правильно скитался бы по миру. (12)
Учёный,
наделённый верой, и курс он твёрдый видит [пред собою]11,
Мудрец, который средь адептов, не занимает чьей-то стороны12.
Оставив жажду, злобу, отвращение,
Он правильно скитался бы по миру. (13)
Чистейший
победитель с убранным покровом13,
Мастер вещей, без побуждений, вышедший за грань14,
Умелый в знании о прекращении обусловленных явлений15:
Он правильно скитался бы по миру. (14)
Ума
конструкции он одолел о будущих вещах, о прошлых16;
Преодолев, мудростью [зная] чистоту,
От сфер всех чувств освобождённый17,
Он правильно скитался бы по миру. (15)
Постигнув
Дхамму, состояние познав18,
Ясно увидев оставление наплывов,
С уничтожением полным обретений19,
Он правильно скитался бы по миру». (16)
[Ответ]:
«Благословенный, вне сомнений, это верно:
Кто так живёт – монах тот укрощённый,
Преодолел он вещи те, что держат:
Он правильно скитался бы по миру». (17)
|