Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Дваятанупассана сутта: Рассмотрение пар
Снп 3.12

 
редакция текста: 07.05.2019
Перевод с английского: SV

источник:
Suttanipata by Bhikkhu Bodhi, 2017

Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в Восточном Парке в особняке Мигараматы1. В то время, в Упосатху пятнадцатого дня, в ночь полнолуния, Благословенный сидел на открытой местности в окружении Сангхи монахов. И тогда, окинув взором абсолютно молчаливую Сангху монахов, он обратился к ним так:
«Монахи, если другие спрашивают вас: «В чём цель слушания тех учений, которые благие, благородные, освобождающие, ведущие к просветлению?», то вам следует ответить им так: «[Мы слушаем их] ради точного знания вещей в порядке пар». И что можно назвать парой?

Четыре Благородные Истины

«Это – страдание, это – происхождение страдания» – таково первое рассмотрение. «Это – прекращение страдания, это – путь, ведущий к прекращению страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель, далее добавил:

«Не понимает кто страдания,
Происхождения страдания;
Не знает, где [это] страдание
Всецело без остатка исчезает;
А также и не знает кто пути,
Ведёт что к ослаблению страдания: (1)

Такой лишён освобождения ума,
А также мудростью освобождения2.
Конец [страданию] не способен положить,
Идёт он [далее] к рождению, старению. (2)

Но тот, страдание понимает кто,
А также и происхождение страдания;
[Кто знает хорошо], где [всякое] страдание
Всецело без остатка исчезает;
И тот, кто понимает путь,
Ведёт что к ослаблению страдания: (3)

Тот наделён ума освобождением,
Освобождением мудростью к тому же.
Конец [страданию] способен положить,
И не идёт он более к рождению, старению. (4)

Обретение

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено обретением3» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением обретения нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель, далее добавил:

«Страдание в многих своих формах в мире
На обретения опираясь, возникает.
Невежественный дурень, создающий обретения,
Страдание встречает вновь и вновь.
Так, понимая, не твори же обретений,
Узри источник в них, происхождение страдания. (5)

Неведение

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено неведением» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением неведения нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель, далее добавил:

«Тот, странствует кто вновь и вновь
В сансаре смерти и рождения,
Со становлением её таким, иным:
В неведении причина путешествия. (6)

Из-за неведения, большого заблуждения,
Скитаешься так долго до сих пор.
Но тот, кто знания чистого достиг,
Назад к существованию не вернётся. (7)

Формирователи

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено формирователями» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением формирователей нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель, далее добавил:

«Страдание какое б ни возникло,
Формирователями обусловлено оно.
С формирователей исчезновением
Нет [более] происхождения страданий. (8)

Когда опасность эту [смог] понять ты:
«Формирователи влияют на страдание»,
За счёт успокоения всех оных,
И с остановкой восприятий [всех],
Уничтожение страдания происходит,
Когда познал ты всё, как оно есть. (9)

И видя правильно, владыки знания,
Те мудрые, кто это правильно познал,
Преодолели привязь, [созданную] Марой,
Назад к существованию не вернутся. (10)

Сознание

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено сознанием» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением сознания нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель, далее добавил:

«Страдание какое б ни возникло,
Сознанием обусловлено оно.
И с [полным] прекращением сознания
Происхождения страданий больше нет. (11)

Когда опасность эту [смог] понять он:
«Страдание обусловлено сознанием»,
За счёт успокоения сознания
Монах без жажды [смог] достичь ниббаны. (12)

Контакт


Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено контактом» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением контакта нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель, далее добавил:

«Тот, поражён контактом кто,
Течёт в потоке он существования,
Вступил на отклонённый путь:
И он далёк от пут уничтожения. (13)

Но тот, кто, полностью поняв контакт,
Кто, это зная, наслаждается покоем,
Пробиться [смог] через контакт,
Без жажды, полностью угас. (14)

Чувство

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено чувством» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением чувства нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель, далее добавил:

«Приятно иль болезненно оно,
Или же [просто лишь] нейтрально4,
Что бы ни чувствовалось здесь,
Как внутренне, так и снаружи, (15)

Познав: «Оно является страданием,
[Ведь] распадается, природы ложной»,
Коснувшись [чувств], коснувшись [снова],
И видя их исчезновение – ты понимаешь их вот так.
Монах, через уничтожение чувств,
Без жажды полностью угас. (16)

Жажда

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено жаждой» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением жажды нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель, далее добавил:

«Ты с компаньоном-жаждой
Скитание длительное совершаешь,
И из сансары не выходишь,
Со становлением её такой, иной. (17)

[В жажде] познав опасность эту:
«Жажда – источник [всех] страданий»,
Монах осознанным должен [везде] ходить,
Без жажды, не имеющий цепляний. (18)

Цепляние

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено цеплянием» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением цепляния нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель, далее добавил:

«Существование обусловлено цеплянием.
Страдание переносит существо.
Тот, кто родился – ожидает смерти.
Вот каково происхождение страданий. (19)

А потому, всё правильно поняв,
Уничтожение рождения зная напрямую,
С уничтожением цепляния мудрый
К существованию назад не возвратится. (20)

Побуждение

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено побуждением5» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением побуждения нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель, далее добавил:

«Какое бы страдание ни возникало,
Всё побуждением обусловлено оно.
И с прекращением побуждения
Нет и происхождения страдания. (21)

Познав опасность эту [в побуждении]:
«От побуждения страдание зависит»,
Оставив всяческое побуждение,
Освобождён в не-побуждении ты. (22)

Монах же с успокоенным умом,
Жажду отрезавший к существованию,
Закончил по рождениям скитаться –
Нет нового существования для него. (23)

Питание

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено питанием6» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением питания нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель, далее добавил:

«Какое бы страдание ни возникало,
Питанием обусловлено оно.
С питания [полным] прекращением
Нет и происхождения страдания. (24)

[В питании] познав эту опасность:
«Страдание обусловлено питанием»,
Поняв всецело всякое питание,
К питанию не будешь ты привязан. (25)

Здоровья состояние7 правильно поняв,
С полным уничтожением [всех] притоков8,
С осмысленным использованием9, прочный [в этой] Дхамме,
Владыка знания обозначен быть не может10. (26)

Волнение

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Какое бы страдание ни возникало, оно обусловлено волнением11» – таково первое рассмотрение. «С безостаточным угасанием и прекращением волнения нет возникновения страдания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель, далее добавил:

«Какое бы страдание ни возникало,
Волнением обусловлено оно.
С волнения [полным] прекращением
Нет и происхождения страдания. (27)

[В волнении] познав эту опасность:
«Страдание обусловлено волнением»,
И таким образом порыв12 оставив,
Формирователи остановив,
Порыва и цепляния не имея,
Монах осознанным должен ходить. (28)

Зависимость

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Для того, кто зависим, имеет место трепетание13» – таково первое рассмотрение. «Для того, кто не зависим, нет трепетания» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель, далее добавил:

«Кто независим – не трепещет,
А кто зависим и цепляется [к вещам],
Сансару преступить не может
Со становлением её такой, иной. (29)

И об опасности узнав об этой:
«В зависимостях кроется угроза»,
Монах, что независим, без цепляния,
Осознанным скитаться [всюду] должен. (30)

Форма и бесформенность

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «Бесформенные состояния куда более умиротворённы, чем состояния с формой» – таково первое рассмотрение. «Прекращение куда более умиротворённо, чем бесформенные состояния14» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель, далее добавил:

«Те существа, стремятся кои к форме,
И те, в бесформенности пребывает кто,
Не понимают прекращения [всех формаций],
И возвращаются опять к существованию. (31)

Но те, кто формы полностью постиг,
В бесформенном себя не утверждая,
[Смогли] освободиться в прекращении:
Покинули такие люди смерть. (32)

Истина и ложь

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «В этом мире, монахи, с его дэвами, Марой, Брахмой, среди этого поколения с его жрецами и отшельниками, богами и людьми, то, что считается таковым: «Это – истина», Благородные хорошо увидели это правильной мудростью так: «Это – ложь» – таково первое рассмотрение. «В этом мире… считается таковым: «Это – ложь», Благородные хорошо увидели это правильной мудростью так: «Это – истина» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель, далее добавил:

«Узри же мир с его богами,
Что измышляет «я» в «не-я».
И утверждённый в имени-и-форме,
Все измышляют: «Истина же это». (33)

Но каким образом они б ни измышляли,
Иначе [ведь в итоге] всё выходит.
Воистину, вот в этом ложность [мира],
У преходящего ведь ложная природа. (34)

Ниббана ложной же природы не имеет
И Благородный знает: «Это правда».
За счёт того, что к истине пробился,
Он, кто без жажды, полностью угас. (35)

Счастье и страдание

Если, монахи, будут те, кто спрашивает: «Может ли быть правильное рассмотрение пар каким-либо иным способом?», то вам следует ответить им так: «Может». И каким оно может быть? «В этом мире, монахи, с его дэвами, Марой, Брахмой, среди этого поколения с его жрецами и отшельниками, богами и людьми, то, что считается таковым: «Это – счастье», Благородные хорошо увидели это правильной мудростью так: «Это – страдание» – таково первое рассмотрение. "В этом мире… считается таковым: «Это – страдание», Благородные хорошо увидели это правильной мудростью так: «Это – счастье» – таково второе рассмотрение.
Когда монах пребывает так, правильно рассматривая пару – прилежный, старательный, решительный – то можно ожидать в отношении него одного из двух плодов: либо окончательного знания в этой самой жизни, либо, если остаётся остаток, то состояния не-возвращения».
Так было сказано Благословенным. И, сказав так, Счастливый, Учитель, далее добавил:

«Формы и звуки, запахи и вкусы,
Прикосновения и феномены ума –
Желанны, восхитительны, приятны,
Покуда говорят: «Вот ведь они». (36)

Счастьем считается всё это
В мире со всеми его божествами,
Но как наступит этому конец,
Так говорят тогда – «страдание». (37)

А счастье Благородных –
В прекращении личности.
Это [прозрение] ясно видящих
Идёт в разрез, перечит всему миру. (38)

О чём одни говорят как о счастье,
В том Благородный видит лишь страдание.
А что им видится страданием,
То Благородный знает как блаженство.
Смотри, как трудно эту Дхамму осознать –
Ведь здесь глупцы все сбиты с толку. (39)

Для тех, чей ум закрыт – Дхамма мрачна:
Сплошная тьма для тех, кто видеть не способен.
Но человеку чистому она раскрыта,
Она как будто свет для тех, кто видит.
Тупицы в Дхамме неумелые,
Её не понимают, даже с ней рядом находясь. (40)

Непросто Дхамму осознать
Охваченному жаждой к бытию,
Тому, кто погружён в поток существования,
Увязнув в царстве Мары глубоко. (41)

Так кто ж ещё помимо Благородных
Понять способен это состояние?
И праведно познав его,
Лишённый загрязнений [смог] достичь ниббаны»15. (42)

Так сказал Благословенный. Довольные, монахи возрадовались словам Благословенного. И по мере того как произносилось это наставление, умы шестидесяти монахов освободились от притоков [умственных загрязнений] посредством не-цепляния.



1 См. пояснение к сутте от Дост. Бодхи.

2 SV: Комментарий поясняет, что освобождение ума – это плод не-возвращения, обретаемый при уничтожении жажды, в частности, чувственной жажды, а освобождение мудростью – это плод арахантства, обретаемый при уничтожении неведения во всех проявлениях. Правота Комментария подтверждается суттой АН 2.31.

3 Комментарий: "Камма, связанная с загрязнениями [ума], обозначается здесь обретением".

4 SV: т.е. ни-приятное-ни-болезненное чувство.

5 SV: Комментарий трактует "побуждение" (арамбха) как усердие, связанное с каммой. По заметке Дост. Бодхи, словосочетание "зарождение усердия" (вириярамбха) обычно используется для описания того, кто совершает правильное усилие в буддийской практике. Однако здесь, очевидно, оно используется в негативном ключе, подразумевая инициирование действий под влиянием жажды, злобы, заблуждения.

6 SV: Ахара. Здесь может идти речь о питании невежества, рассмотренном в АН 10.61 или же о четырёх видах питания для поддержания существ, описанных в СН 12.11 и некоторых иных суттах. Комментарий к данной сутте придерживается второй позиции и кроме того, даёт подробное разъяснение, отсутствующее не только в текстах сутт, но и, по заметке Дост. Бодхи, даже в каких-либо других Комментариях.

Комментарий: "Существа четырёхчастны: те, кто стремится к форме; те, кто стремится к чувству; те, кто стремится к восприятию, и те, кто стремится к формирователям. Существа одиннадцати уровней Мира Желаний (камалока) – это "те, кто стремится к формам", поскольку они используют съедобную пищу в качестве питания. Существа Мира Форм (рупалока), кроме невоспринимающих существ (асаннья-сатта), это "те, кто стремится к чувству", поскольку они используют в качестве питания контакт. Существа трёх нижних уровней Мира Без Форм (арупа-лока), это "те, кто стремится к восприятию", поскольку используют в качестве питания формирователь, порождённый восприятием. Существа на вершине существования, это "те, кто стремится к формирователям", поскольку используют в качестве питания сознание, порождённое формирователями".

7 Комментарий: "Состояние здоровья, т.е. [имеется в виду] ниббана".

8 SV: Асава. Умственные загрязнения.

9 SV: Комментарий поясняет, что речь идёт о четырёх монашеских необходимостях, осмысленное использование которых иногда описывается в суттах однотипной формулировкой. Например, см. пункт "Использование" в МН 2.

10 SV: Комментарий кратко поясняет, что он не может быть обозначен как "человек", "божество", т.д. Согласно другим комментаторским объяснениям, он не может быть обозначен в рамках этих категорий, так как не имеет жажды к подобным видам существования и находится как бы над ними (или вне их).

11 Комментарий: "Обусловлено волнением, которое лежит в основе накопления каммы; [волнение] любого вида среди волнений: из-за жажды, самомнения, воззрений, каммы, [умственных] загрязнений".

12 SV: Под "порывом" Комментарий понимает жажду.

13 Комментарий: "У того, кто зависит от совокупностей через жажду, воззрения, самомнение, имеется трепетание от страха, такое же как у дэвов в сутте о Льве". (см. АН 4.33)

14 Комментарий: "Состояния с формой: уровни существования Мира Форм или соответствующие Миру Форм медитативные достижения (джханы). Бесформенные состояния: уровни существования Бесформенного Мира или бесформенные медитативные достижения. Прекращение: ниббана".

15 SV: Последние строфы (36-42) также содержатся в СН 35.136. Здесь я использую вариант перевода из той сутты с незначительными изменениями.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.