Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Гухаттхака-сутта: Восьмёрка о пещере
Снп 4.2

 
редакция текста: 06.12.2024
Перевод с английского: SV

источник:
Suttanipata by Bhikkhu Bodhi, 2017

В пещере застрявший и плотно укрытый1 2,
[С умом], в замешательстве что утонул, –
Такой от уединения далёк3,
Ведь трудно услады оставить в миру. (1)

Пленён наслаждением существования
И [прочно] в желании укоренён.
Непросто оставить [всё это] ему,
Свободы посредством других не достичь4.
И прошлым, и будущим обеспокоен,
И хочет и прошлых, и этих услад5. (2)

Он жаждет услад, он настроен на них –
Скупой, сбитый с толку, устойчив в порочном.
Но плачет, как только встречает страдание:
"Что станется с нами, когда мы умрём?" (3)

Поэтому здесь проходи тренировку:
Всё то, что неправедным знаешь в сём мире, –
Неправедно в этом не поступай,
Ведь жизнь коротка, по словам мудрецов. (4)

Я вижу, как люди в сём мире трепещут,
Привязаны к существованиям разным;
Те низшие люди лепечут пред смертью,
Ведь жаждут различных существований. (5)

Трепещут над всем, что "своим" полагают,
Как рыба [трепещет] в иссохшем ручье.
"Своим" посему ничего не считай,
К существованию цепляние отринь. (6)

Свободный от жажды, постигнув контакт,
Желание к обоим концам устранив6,
Не делая так, что винил бы себя,
Мудрец не пятнается слышимым, зримым. (7)

Если постиг восприятие ты,
Можешь тогда и потоп пересечь7.
Мудрый владением не запятнан8,
Дротик изъят, он прилежным живёт.
[Больше] не хочет он этого мира,
[Больше не хочет и мира] другого. (8)



1 См. пояснение дост. Бодхи к этой сутте.

2 SV: Комментарий (Ниддеса) поясняет, что под "пещерой" подразумевается тело, под фразой "плотно укрыт" – разные виды умственных загрязнений, а под словом "замешательство" – пять нитей чувственных удовольствий.

3 SV: Комментарий (Ниддеса) рассматривает здесь слово "уединение" в трёх смыслах: телесное уединение (затворничество), умственное уединение (джханы, а также преодоления разных видов оков у арьев, что является плодами буддийского пути), уединение от обретений, то есть от совокупностей, всех загрязнений, всех волевых намерений; таким образом, как поясняет Комментарий, уединение от обретений является по сути ниббаной.

4 Комментарий: Значение таково: если им нужно освободиться, то они должны сделать это своими собственными усилиями.

5 Комментарий: Он хочет, посредством мощной жажды, нынешних чувственных удовольствий или прежних, [или даже сразу] прежних и будущих.

6 Комментарий: "Оба конца": то есть два предела, контакт и происхождение контакта и так далее; "устранив желание": устранив желание и страсть; "постигнув контакт": полностью поняв посредством трёх видов полного понимания контакт как контакт-глаза и так далее и всю имя-и-форму, сходящуюся с контактом, то есть нематериальные феномены, связанные с тем [контактом], и материальные феномены, служащие основаниями для соответствующих им основ, дверей, объектов.

Бодхи: Шесть основ (ваттху), физические основы для ментальных процессов – глаз, ухо, нос, язык, тело, сердце; шесть дверей (двара) – то, через что ум получает доступ к объектам, то есть глаз, ухо, нос, язык, тело и дверь-ума; шесть объектов (араммана) – это формы, звуки, запахи, вкусы, тактильные объекты и умственные феномены.

SV: По поводу двух концов см. АН 6.61, где монахи предлагают варианты толкования этой загадки о двух концах и середине. Будда соглашается с ними и даёт свой собственный вариант ответа.

7 SV: Согласно Комментарию, нужно распознать непостоянство во всевозможных видах восприятия и отбросить к ним жажду.

8 SV: Собственничество (париггаха). Для ритма стиха я перевожу здесь это слово как "владение". По заметке дост. Бодхи, данный термин может означать либо предмет в собственности, либо субъективный акт установления собственности. Так как упомянуто желание, то, скорее всего, подразумевается второе. В АН 9.23 сказано: "В зависимости от привязанности возникает собственничество. В зависимости от собственничества возникает прижимистость. В зависимости от прижимистости возникает охранение".


.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.