|
Гухаттхака-сутта:
Восьмёрка о пещере
Снп 4.2
|
| |
редакция
текста: 06.12.2024
Перевод с английского: SV
источник:
Suttanipata by Bhikkhu Bodhi, 2017
|
|
В
пещере застрявший и плотно укрытый1
2,
[С умом], в замешательстве что утонул, –
Такой от уединения далёк3,
Ведь трудно услады оставить в миру. (1)
Пленён наслаждением существования
И [прочно] в желании укоренён.
Непросто оставить [всё это] ему,
Свободы посредством других не достичь4.
И прошлым, и будущим обеспокоен,
И хочет и прошлых, и этих услад5.
(2)
Он жаждет услад, он настроен на них –
Скупой, сбитый с толку, устойчив в порочном.
Но плачет, как только встречает страдание:
"Что станется с нами, когда мы умрём?" (3)
Поэтому здесь проходи тренировку:
Всё то, что неправедным знаешь в сём мире, –
Неправедно в этом не поступай,
Ведь жизнь коротка, по словам мудрецов. (4)
Я вижу, как люди в сём мире трепещут,
Привязаны к существованиям разным;
Те низшие люди лепечут пред смертью,
Ведь жаждут различных существований. (5)
Трепещут над всем, что "своим" полагают,
Как рыба [трепещет] в иссохшем ручье.
"Своим" посему ничего не считай,
К существованию цепляние отринь. (6)
Свободный от жажды, постигнув контакт,
Желание к обоим концам устранив6,
Не делая так, что винил бы себя,
Мудрец не пятнается слышимым, зримым. (7)
Если постиг восприятие ты,
Можешь тогда и потоп пересечь7.
Мудрый владением не запятнан8,
Дротик изъят, он прилежным живёт.
[Больше] не хочет он этого мира,
[Больше не хочет и мира] другого. (8)
|
|
↑
|
2 |
SV:
Комментарий (Ниддеса) поясняет, что под "пещерой" подразумевается
тело, под фразой "плотно укрыт" – разные виды умственных
загрязнений, а под словом "замешательство" – пять нитей
чувственных удовольствий. |
|
↑
|
3 |
SV:
Комментарий (Ниддеса) рассматривает здесь слово "уединение"
в трёх смыслах: телесное уединение (затворничество), умственное
уединение (джханы, а также преодоления разных видов оков у арьев,
что является плодами буддийского пути), уединение от обретений,
то есть от совокупностей, всех загрязнений, всех волевых намерений;
таким образом, как поясняет Комментарий, уединение от обретений
является по сути ниббаной. |
|
↑
|
4 |
Комментарий:
Значение таково: если им нужно освободиться, то они должны сделать
это своими собственными усилиями. |
|
↑
|
5 |
Комментарий:
Он хочет, посредством мощной жажды, нынешних чувственных удовольствий
или прежних, [или даже сразу] прежних и будущих. |
|
↑
|
6 |
Комментарий:
"Оба конца": то есть два предела, контакт и происхождение
контакта и так далее; "устранив желание": устранив желание
и страсть; "постигнув контакт": полностью поняв посредством
трёх видов полного понимания контакт как контакт-глаза и так далее
и всю имя-и-форму, сходящуюся с контактом, то есть нематериальные
феномены, связанные с тем [контактом], и материальные феномены,
служащие основаниями для соответствующих им основ, дверей, объектов.
Бодхи: Шесть основ (ваттху),
физические основы для ментальных процессов – глаз, ухо, нос, язык,
тело, сердце; шесть дверей (двара) – то, через что ум получает
доступ к объектам, то есть глаз, ухо, нос, язык, тело и дверь-ума;
шесть объектов (араммана) – это формы, звуки, запахи, вкусы, тактильные
объекты и умственные феномены.
SV: По поводу двух концов см. АН
6.61, где монахи предлагают варианты толкования этой загадки
о двух концах и середине. Будда соглашается с ними и даёт свой
собственный вариант ответа. |
|
↑
|
7 |
SV:
Согласно Комментарию, нужно распознать непостоянство во всевозможных
видах восприятия и отбросить к ним жажду. |
|
↑
|
8 |
SV:
Собственничество (париггаха). Для ритма стиха я перевожу здесь
это слово как "владение". По заметке дост. Бодхи, данный
термин может означать либо предмет в собственности, либо субъективный
акт установления собственности. Так как упомянуто желание, то,
скорее всего, подразумевается второе. В АН
9.23 сказано: "В
зависимости от привязанности возникает собственничество. В зависимости
от собственничества возникает прижимистость. В зависимости от
прижимистости возникает охранение". |
|
◄
|
▲
|
|
٭
|
©
theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.
|
|