Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Дуттхаттхака-сутта: Восьмёрка о враждебном
Снп 4.3

 
редакция текста: 06.12.2024
Перевод с английского: SV

источник:
Suttanipata by Bhikkhu Bodhi, 2017

Одни ведут беседы с враждебными умами,
Другие же – с умом, настроенным на правду.
Мудрец не вовлекается в возникшие дебаты;
Поэтому мудрец бесплодия лишён1. (1)

Как может превзойти он собственные взгляды,
Притянутый желанием, окрепший в предпочтении?
Считая совершенным лишь собственное [мнение],
Как сам же понимает, так будет говорить. (2)

И, будучи неспрошенным, когда он объявляет
О собственных обетах, [а также] предписаниях,
Умелый говорит, что низкой он натуры,
Поскольку сам себя он [в этом] восхваляет. (3)

Монах же безмятежный и внутренне угасший,
Не хвастает о собственных обетах: "Я таков".
О нём умелый скажет, что благороден он
И не имеет опухолей2 где-либо в сём мире. (4)

А тот, кто сформулировал нечистые учения,
Сложил из них [систему] и начал восхвалять,
Он к выгоде привязан, что видит для себя –
К покою, что стоит на зыбком основании3. (5)

Привязанность к воззрениям непросто одолеть.
Среди учений выбрав, [воззрение] хватаешь.
Затем же, между тех цепляния оснований
Учение отвергнешь, [но новое] возьмёшь4. (6)

В существованиях разных и в этом самом мире
Очищенный воззрений не станет создавать.
Отбросив самомнение, [отбросив] лицемерие,
Как может сбиться он, когда не вовлечён? (7)

Поскольку вовлечённый спорит об учениях,
О чём и как поспорить с тем, кто не вовлечён?
Ничто не принимает, ничто не отвергает
И всякие воззрения он скинул прямо здесь. (8)



1 SV: Комментарий (Ниддеса) говорит о том, что у него нет пяти видов умственного бесплодия (МН 16), а также трёх видов бесплодия: бесплодия жажды, злобы, заблуждения.

2 SV: Комментарий (Ниддеса) перечисляет семь опухолей: жажды, злобы, заблуждения, самомнения, воззрений, загрязнений [ума], каммы. Тот, у кого их нет, является арахантом.

3 Комментарий (Параматтхаджотика): Тот, кто распространяет эти нечистые спекулятивные воззрения, делает это потому, что видит выгоду для себя в этом воззрении, такую как почитание в этой самой жизни и превосходный удел в будущей жизни. Поэтому он становится привязанным к этой выгоде и воззрению, которые обозначаются как "покой на зыбком основании", потому что он неустойчив, возник зависимо, о нём лишь условно говорится как о покое. Поскольку он привязан к этому, он может восхвалять себя несуществующими добродетелями и унижать других несуществующими изъянами.

4 SV: Комментарий объясняет, что он отвергает имевшееся у него учение на тех или иных основаниях. Например, его может разубедить другой учитель или он может не достичь успехов в своей практике. После этого он принимает другое учение, соглашается с другим учителем, принимает другие воззрение, практику, путь и цепляется за это.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.