Дуттхаттхака-сутта:
Восьмёрка о враждебном
Снп 4.3
|
|
редакция
текста: 06.12.2024
Перевод с английского: SV
источник:
Suttanipata by Bhikkhu Bodhi, 2017
|
|
Одни
ведут беседы с враждебными умами,
Другие же – с умом, настроенным на правду.
Мудрец не вовлекается в возникшие дебаты;
Поэтому мудрец бесплодия лишён1.
(1)
Как может превзойти он собственные взгляды,
Притянутый желанием, окрепший в предпочтении?
Считая совершенным лишь собственное [мнение],
Как сам же понимает, так будет говорить. (2)
И, будучи неспрошенным, когда он объявляет
О собственных обетах, [а также] предписаниях,
Умелый говорит, что низкой он натуры,
Поскольку сам себя он [в этом] восхваляет. (3)
Монах же безмятежный и внутренне угасший,
Не хвастает о собственных обетах: "Я таков".
О нём умелый скажет, что благороден он
И не имеет опухолей2
где-либо в сём мире. (4)
А тот, кто сформулировал нечистые учения,
Сложил из них [систему] и начал восхвалять,
Он к выгоде привязан, что видит для себя –
К покою, что стоит на зыбком основании3.
(5)
Привязанность к воззрениям непросто одолеть.
Среди учений выбрав, [воззрение] хватаешь.
Затем же, между тех цепляния оснований
Учение отвергнешь, [но новое] возьмёшь4.
(6)
В существованиях разных и в этом самом мире
Очищенный воззрений не станет создавать.
Отбросив самомнение, [отбросив] лицемерие,
Как может сбиться он, когда не вовлечён? (7)
Поскольку вовлечённый спорит об учениях,
О чём и как поспорить с тем, кто не вовлечён?
Ничто не принимает, ничто не отвергает
И всякие воззрения он скинул прямо здесь. (8)
|
↑
|
1 |
SV:
Комментарий (Ниддеса) говорит о том, что у него нет пяти видов
умственного бесплодия (МН
16), а также трёх видов бесплодия: бесплодия жажды, злобы,
заблуждения. |
↑
|
2 |
SV:
Комментарий (Ниддеса) перечисляет семь опухолей: жажды, злобы,
заблуждения, самомнения, воззрений, загрязнений [ума], каммы.
Тот, у кого их нет, является арахантом. |
↑
|
3 |
Комментарий
(Параматтхаджотика): Тот, кто распространяет эти нечистые спекулятивные
воззрения, делает это потому, что видит выгоду для себя в этом
воззрении, такую как почитание в этой самой жизни и превосходный
удел в будущей жизни. Поэтому он становится привязанным к этой
выгоде и воззрению, которые обозначаются как "покой на
зыбком основании", потому что он неустойчив, возник зависимо,
о нём лишь условно говорится как о покое. Поскольку он привязан
к этому, он может восхвалять себя несуществующими добродетелями
и унижать других несуществующими изъянами. |
↑
|
4 |
SV:
Комментарий объясняет, что он отвергает имевшееся у него учение
на тех или иных основаниях. Например, его может разубедить другой
учитель или он может не достичь успехов в своей практике. После
этого он принимает другое учение, соглашается с другим учителем,
принимает другие воззрение, практику, путь и цепляется за это. |
◄
|
▲
|
|
٭
|
©
theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.
|
|