[Будда]:
«Узрев Арати, Танху, Рагу1,
Не проявил желания я к соитию,
Зачем тогда [желать мне] это [тело],
Что полно испражнений и мочи?
Ногой не стал бы я его касаться»2.
[Магандия]:
«Коль не желаешь ты такого самоцвета,
Ту деву, что владыками желанна,
Какую жизнь, воззрения, предписания,
Перерождение в новой жизни утверждаешь?» (2)
[Будда]:
«Средь всех учений я определился
И я не думаю: "Я это утверждаю",
Схватившись прочно [за воззрение какое].
Но видя [все] воззрения, не цепляясь,
Покой в себе я вижу, изучая». (3)
[Магандия]:
«Ты
молвишь без цепляния, мудрец,
О тех суждениях, поставлены что были.
А что касается "покоя, что в себе" –
То что об этом мудрый заявляет?» (4)
[Будда]:
«Об очищении я не говорю
Посредством взглядов, изучения и знания
Иль [соблюдения] правил, предписаний;
Но и не говорю [об очищении]
Без взглядов, изучения и знания,
Без правил, предписаний [соблюдения].
Однако, оные оставив, не цепляясь,
Будь независимым, спокойным, не желай
Существования [какого-либо в мире]». (5)
[Магандия]:
«Об очищении когда не говорят
Посредством взглядов, изучения и знания
Иль [соблюдения] правил, предписаний;
Но и не говорят [об очищении]
Без взглядов, изучения и знания,
Без правил, предписаний [соблюдения] –
То в этом сбивчивое вижу я учение;
Ведь некто к чистоте посредством взглядов прибегает». (6)
[Будда]:
«Зависимый от взглядов, вопрошаешь;
Ты прочно их схватил и озадачен.
И из-за этого намёка ты не понял
И сбивчивым [учение] считаешь. (7)
Кто
видит себя "равным", "выше", "ниже",
На этом основании мог бы спорить.
Но не трясущийся меж трёх разграничений
Не видит себя "равным" или "выше"3.
(8)
С чего брахман
сказал бы: "Это правда"
И с кем бы спорил он о том, что "Это ложь"?
Ему без разницы: "неравный" или "равный" –
Так с кем тогда б в дебаты он вовлёкся? (9)
Оставив
дом, чтоб без обители скитаться,
Мудрец в деревне не сближается ни с кем.
Без предпочтений, пуст от чувственных услад,
С людьми в дискуссии не станет он пускаться. (10)
По миру
ходит он, к вещам он не привязан.
Хватать, отстаивать их нага сей не будет.
Родившийся в воде, с колючим стеблем,
Водой и грязью лотос не запятнан.
Так и мудрец – приверженец покоя –
Усладой чувств и миром не запятнан. (11)
И из-за
взглядов или из-за мнения
Он, Вед Знаток, к тщеславию не липнет
И с ними он себя не соотносит.
Услышанным и каммой не ведётся,
Обителями не притянут он. (12)
От
восприятия отстранённый – без узлов4,
Кто мудростью сумел освободиться,
У тех не существует заблуждения.
Но кто схватил воззрения, восприятия,
С нападками скитается по миру". (13)
|