Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Аджитаманавапуччха: Вопросы Аджиты
Снп 5.2

 
редакция текста: 01.09.2022
Перевод с английского: SV

источник:
Suttanipata by Bhikkhu Bodhi, 2017

джита]:
«Чем мир укрыт?
Что ж не сияет он?
Скажи, чем склеен он?
И в чём его великая опасность?»(1)

[Будда]:
«Укрыт неведением сей мир,
Когда есть алчность и беспечность1 – не сияет.
Желанием страстным склеен [этот мир].
Страдание – его великая опасность». (2)

[Аджита]:
«Текут потоки повсеместно2,
Каков же против них заслон?
Поведай мне о том, как их сдержать,
Чем можно заблокировать потоки?» (3)

[Будда]:
«Сколь ни было б потоков в этом мире,
Осознанность – вот против них каков заслон.
Я говорю о ней, чтоб их сдержать,
Блокируются мудростью они3». (4)

[Аджита]:
«Мудрость, а также осознанность
И имя-и-форма, почтенный –
Коль мною ты спрошен, скажи:
Где ж завершение их?» (5)

[Будда]:
«Раз ты задал сей вопрос,
То расскажу я, Аджита,
Где же то имя, а также и форма
Исчезнут совсем, без остатка:
Лишь с прекращением сознания4
Ждёт завершение их». (6)

[Аджита]:
«Те есть, осмыслил кто Дхамму,
И разные ученики:
Коль спрошен об их поведении,
Пускай же разумный расскажет». (7)

[Будда]:
«Не нужно жаждать чувственных услад,
Не нужно быть запятнанным в уме.
К феноменам с умелым отношением
Осознанно скитается монах». (8)




1 Комментарий: Пять видов скупости называются алчностью, то есть, скупость в отношении жилищ, семей, обретений, похвалы, Дхаммы. Беспечность – рассеяние и вялость ума в отношении неблагого поведения телом, речью, умом, а также пяти нитей чувственного удовольствия.

2 Комментарий: Потоки жажды и так далее текут среди всех [шести] сфер чувств чувств.

3 Комментарий: Эти потоки целиком блокируются мудростью пути, которая проникает в непостоянство и так далее в отношении видимых форм и так далее.

4 SV: Имя и форма (намарупа) – это психофизический организм конкретного существа, где под формой подразумевается материальная составляющая, а под именем – ментальная, за исключением сознания как такового. Согласно схеме зависимого возникновения (патичча-самуппада) имя-и-форма и сознание являются взаимообуславливающими и при прекращении одного прекращается другое (см. СН 12.67), что по сути означает прекращение сансары – круговерти рождений и смертей. Однако это возможно лишь с полным уничтожением неведения (авидджа), так как именно оно является важнейшим элементом, поддерживающим непрерывное течение и самопоспроизведение нама-рупы и сознания из жизни в жизнь.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.