Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Аджитаманавапуччха: Вопросы Аджиты
Снп 5.2

 
редакция текста: 28.12.2024
Перевод с английского: SV

источник:
Suttanipata by Bhikkhu Bodhi, 2017

джита]:
«Чем мир укрыт?
И что ж он не сияет?
Скажи, каков же его клей?
И в чём его великая опасность?»(1)

[Будда]:
«Укрыт неведением сей мир,
Когда есть алчность и беспечность1 – не сияет.
Хотение – вот [мира лучший] клей.
Страдание – его великая опасность». (2)

[Аджита]:
«Текут потоки повсеместно2,
Каков же против них заслон?
Скажи об удержании потоков:
Каким же способом их можно перекрыть?» (3)

[Будда]:
«Сколь ни было б потоков в этом мире,
Для них осознанность является заслоном.
[Осознанность] – потоков удержание,
А мудростью их можно перекрыть3». (4)

[Аджита]:
«Мудрость, а также осознанность
Имя-и-форма, почтенный –
Спрошен ты мною, скажи:
Где ж завершение их?» (5)

[Будда]:
«Задал такой ты вопрос,
Слушай тогда, о Аджита.
Где же те имя и форма
Окончатся без остатка?
Лишь с прекращением сознания4
Могут они завершиться». (6)

[Аджита]:
«Те есть, осмыслил кто Дхамму,
И разные ученики:
Коль спрошен об их поведении,
Пускай же разумный расскажет». (7)

[Будда]:
«Не жажди же чувств наслаждений,
В уме незапятнанным будь.
Умелый к феноменам разным,
Осознанным ходит монах». (8)




1 Комментарий: Пять видов скупости называются алчностью, то есть, скупость в отношении жилищ, семей, обретений, похвалы, Дхаммы. Беспечность – рассеяние и вялость ума в отношении неблагого поведения телом, речью, умом, а также пяти нитей чувственного удовольствия.

2 Комментарий: Потоки жажды и так далее текут среди всех [шести] сфер чувств чувств.

3 Комментарий: Эти потоки целиком блокируются мудростью пути, которая проникает в непостоянство и так далее в отношении видимых форм и так далее.

4 SV: Имя и форма (намарупа) – это психофизический организм конкретного существа, где под формой подразумевается материальная составляющая, а под именем – ментальная, за исключением сознания как такового. Согласно схеме зависимого возникновения (патичча-самуппада) имя-и-форма и сознание являются взаимообуславливающими и при прекращении одного прекращается другое (см. СН 12.67), что по сути означает прекращение сансары – круговерти рождений и смертей. Однако это возможно лишь с полным уничтожением неведения (авидджа), так как именно оно является важнейшим элементом, поддерживающим непрерывное течение и самопоспроизведение нама-рупы и сознания из жизни в жизнь.



.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.