В Сутта-Питаке Саньютта Никая идёт сразу за
Дигха и Мадджхима Никаями, предшествуя Ангуттара
Никае. Как и другие палийские никаи, Саньютта
Никая имела аналоги в канонических собраниях
других ранних буддийских школ, и одна такая
версия сохранилась в Китайской Трипитаке,
где она имеет название «Тса-а-хан-чин». Она
была переведена с санскритской Саньюкта Агамы,
которая, как указывают свидетельства, принадлежала
школе Сарвастивады.
Таким образом, хотя Саньютта Никая находится
в Палийском Каноне, всегда нужно помнить о
том, что она принадлежит собранию текстов,
называемому «Никаями» в палийской (южной)
традиции и «Агамами» в северной и дальневосточной
буддийской традиции и является первоисточником
всего наследия всех буддийских текстов. Опираясь
именно на тексты Саньютта Никаи, ранние буддийские
школы формировали свои системы доктрин и практик,
и, опять-таки, именно к этим текстам апеллировали
поздние школы, формулируя новое видение пути
Будды.
Саньютта
Никая – исключительно богатый источник буддийской
доктрины, поскольку это собрание точных
доктринальных категорий, которые являются
первейшим базисом для выявления слов самого
Будды. Например, именно здесь сохранена
самая первая проповедь Будды, которую он
произнёс пяти аскетам.
Слово «саньютта» дословно означает «связанные
вместе». Это слово встречается и в текстах
самих сутт, где оно имеет терминологический
смысл «закованный», «привязанный». Что связывает
эти сутты вместе? Их связывает общая тематика,
и в зависимости от неё сутты относятся к
той или иной тематической главе или «саньютте».
|