|
русский: медитация,
медитационная практика, развитие ума
английский:
meditation,
mental development
пали: бхавана
| bhāvanā
На русский язык палийский термин бхавана
обычно переводят словом «медитация». В буддийской медитации
можно выделить два аспекта:
1. Развитие успокоения ума (саматха-бхавана)
или сосредоточение (самадхи)
2. Развитие прозрения (випассана-бхавана)
или
развитие мудрости
В
Каноне для обозначения практики медитации часто встречается
связка этих двух слов – саматха-випассана.
Успокоение
(саматха) или,
другими словами, сосредоточение (самадхи)
– это
сосредоточенный, собранный, непоколебимый, ясный,
спокойный, незамутнённый ум. Прозрение (випассана)
– это
прямое познание трёх
характеристик существования всех телесных и умственных
процессов.
Согласно Комментариям, успокоение (или – сосредоточение)
ума даёт тройную выгоду – хорошее перерождение, счастье
в этой жизни, чистоту ума, которая создаёт фундамент
для прозрения. Сосредоточение является обязательным
условием для глубокого прозрения, поскольку очищает
ум от пяти помех, а прозрение
обеспечивает достижение сверхмирской мудрости,
что приводит к освобождению.
Будда говорит: «Развивайте медитацию, монахи; тот,
кто развил сосредоточение, видит вещи в соответствии
с реальностью» (см.
S.XXII.5). В
Милиндапаньхе
сказано: «Подобно тому, как зажённую лампу вносят
в тёмную комнату, и свет лампы рассеивает темноту
и проливает свет, точно также и возникшее прозрение
рассеивает тьму невежества и порождает свет знания».
●
С
помощью развитой буддийской медитации можно получить
высшие знания и
сверхспособности.
●
В
Висуддхимагге приведены 40 объектов для медитации,
с помощью которых можно развить
сосредоточение:
10 касин (касина)
10 непривлекательностей (асубха)
– (рассмотрение трупов на различных стадиях разложения)
10 памятований (ануссати)
– (сюда входит самая распространённая в буддизме медитация
на дыхании)
4 брахмавихары (брахма-вихара)
– (например, медитация доброжелательности – метта
)
4 бесформенных сферы (арупаятана)
1 восприятие отвратительности еды
1 анализ четырёх элементов
●
Буддийская
медитация – один из трёх видов действий
накопления заслуг (пуннья-кирия-ваттху).
Однако, небезынтересно отметить, что, согласно АН
8.36, для рождения в мирах
чувств (кама-лока)
нет необходимости развивать медитацию (бхавана).
Из этого можно сделать вывод, что практика медитации
приносит заслуги (в виде рождения в Мире форм или
Мире без форм) только для того, кто достигает джхан
и практикует их развитие. Для тех, кто не достигает
джханы, практика медитации не приносит заслугу, которая
соответствовала бы этому виду действия накопления
заслуг.
●
Радость практиковать медитацию – одно из четырёх благородных
потреблений (арья-вамса)
●
Обязательным
условием для успешного развития медитации является
основательная тренировка нравственного
поведения, а также ряд предварительных практик,
уменьшающих загрязнения ума, которые должны осуществляться
в определённом порядке (см. МН 107).
|
|