|
русский: пять
совокупностей, совокупности, группы, ум и тело, имя
и форма
английский:
five
groups (of existence), groups of clinging, aggregates
пали: кхандха
| khandha
Будда рассматривал 5 аспектов телесных и психических
процессов, которые человек, ослеплённый неведением,
считает «собой», «я», «личностью», «эго»:
1. Форма (физическое тело) (рупа-ккхандха)
2. Чувство (ведана-ккхандха)
3. Восприятие (саннья-ккхандха)
4. Формации ума (санкхара-ккхандха)
5. Сознание (винньяна-ккхандха)
«Какие бы вещи, относящиеся к форме, ни существовали
бы в прошлом, настоящем или будущем – собственные или
внешние – грубые или утончённые, высокие или низкие,
далёкие или близкие – всё это относится к форме. Какие
бы вещи, относящиеся к чувству... к восприятию... к
формациям ума... к сознанию... все это относится к ...(чувству,
восприятию, формациям, сознанию)» (см.
S. XXII, 48).
●
Пять
совокупностей также можно разделить на 2 группы (нама-рупа):
1. Форма (рупа)
2. Ум: чувство, восприятие, формации ума, сознание
(нама)
●
В
Абхидхамме
делается разделение на 3 группы:
1. Форма (рупа)
2. Сознание (винньяна
или
читта или
мано)
3. Умственные факторы (четасика) – (чувство, восприятие, формации ума)
То, что называется «индивидуальным существованием»,
в реальности является не более чем процессом телесных
и психических (умственных) феноменов. Поскольку процесс
сознания не является телесным процессом, он не разрушается
после смерти, и поэтому происходит новое рождение конкретного
живого существа. Будда говорил, что первоначало этого
процесса непознаваемо, а потому каждое живое существо
умирало и рождалось бесчисленное количество раз, пережив
колоссальное количество мучений и боли. Если существо
не достигает ниббаны, то этот
процесс будет продолжаться и далее.
Эти пять совокупностей (ни вместе, ни по отдельности)
не являются подлинной «душой, личностью, эго, я» – которое
было бы полностью ни от чего независимым. Нет такой
отдельной независимой сущности и вне этих пяти совокупностей.
Неизменная «личность-эго» или «я-душа» в абсолютном
смысле представляет собой лишь иллюзию, кажимость.
«Когда все нужные части собраны,
Мы называем это «телегой».
Так и когда все пять групп существуют,
Мы говорим о «живом существе» (см.
S. V. 10).
На предмет безличностности
пять совокупностей в суттах также сравниваются с пеной,
пузырями, миражём, с полым стволом растения (см.
S. XXII, 95):
«Как если бы зрячий человек, наблюдал бы многочисленные
пузыри на Ганге, по мере того, как они проплывают; и
он бы внимательно наблюдал за ними и изучал их. И после
внимательного изучения он бы увидел, что они представляются
ему пустыми, нереальными, безсубстанциональными. Точно
также монах созерцает все телесные феномены... чувства...
восприятия... формации ума... сознание... прошлые, настоящие
или будущие... далёкие и близкие. И он внимательно наблюдает
и изучает их. И после внимательного изучения они представятся
ему пустыми, нереальными, безсубстанциональными».
●
В Абхидхамме подробно расписываются все составляющие
каждой из пяти совокупностей. В суттах же их описание
представлено в более сжатом виде. Например (см.
S. XXII, 56):
«И
что такое, монахи, совокупность формы? Четыре великих
элемента (маха-бхута)
и тело, основанное на этих элементах, называется совокупностью
формы. И что такое, монахи, совокупность чувства?
Есть шесть категорий чувств: [полученных посредством]
контакта глаза, контакта уха, контакта носа, контакта
языка, контакта тела, контакта сознания... И что такое,
монахи, совокупность восприятия? Есть шесть категорий
восприятий: восприятие форм, восприятие звуков, восприятие
вкусов, восприятие запахов, восприятие телесных ощущений,
восприятие объектов сознания. И что такое, монахи,
совокупность формаций ума? Есть шесть волевых намерений
(четана):
намерение по отношению к формам, намерение по отношению
к звукам, намерение по отношению к запахам, намерение
по отношению к вкусам, намерение по отношению к телесным
ощущениям, намерение по отношению к объектам сознания.
И что такое совокупность сознания? Есть шесть категорий
сознания: сознание глаза, сознание уха, сознание носа,
сознание языка, сознание тела, сознание ума».
●
Совокупности не
могут быть разделены друг от друга, они всегда взаимозависимы:
«Чувство, восприятие, сознание, друг: эти качества
соединены, а не разъединены. Невозможно, отделив одно
от другого, провести разницу между ними. Что человек
чувствует, то он воспринимает. Что он воспринимает,
то он познаёт. Таким образом, эти качества соединены,
а не разъединены, и невозможно, отделив одно от другого,
провести разницу между ними». (см.
Махаведалла сутту)
«Нет
возможности описать переход из одного существования
к следующему или же возрастание, увеличение и развитие
сознания, вне зависимости от формы, чувства, восприятия
и формаций ума»
(см.
S. XII, 53):.
Однако
стоит отметить, что в бесформенных
мирах отсутствует совокупность формы. В одном
из миров форм существа рождаются без сознания, и,
наоборот, присутствует только форма. Другие же 4 совокупности
никак не могут быть отделены друг от друга.
|
|