|
|
|
|
|
русский: помехи,
препятствия
английский:
hindrances,
obstacles
пали: ниварана
| nīvarana
Помехи – это пять качеств ума, которые ослепляют умственное
видение, делают ум слабым. Из-за этих пяти помех практикующий
не может достичь глубокого медитативного сосредоточения,
и потому не способен чётко увидеть истину, реальность.
Эти помехи таковы:
1. Чувственные желания (камаччанда)
2. Недоброжелательность (вьяпада)
3. Лень и апатия (тхина-миддха)
4. Неугомонность и сожаление (уддхачча-куккучча)
5. Скептические сомнения
(вичикиччха)
В суттах приводится красивый пример с водой в чане:
чувственное желание сравнивается с водой, в которую
налили разных красок. Недоброжелательность сравнивается
с кипящей водой. Лень и апатия – с водой, покрытой тиной
и водорослями. Неугомонность и сожаление – с водой,
по которой идёт рябь от ветра. Скептические сомнения
– с мутной водой. Во всех этих случаях в такой воде
трудно увидеть собственное отражение, и точно также
и в случае с пятью умственными помехами, которые не
позволяют чётко распознавать реальность, затуманивают
понимание собственного блага, блага для другого и для
обоих.
Эти помехи очень глубоки и полностью преодолеть их крайне
трудно, поэтому для этого требуется долгая и полная
практика буддийского пути. Полностью и всецело преодолев
эти пять помех практикующий способен войти в состояние
джханы, в котором эти пять помех
полностью (или почти полностью) отсутствуют. Однако,
несмотря на это, они не искореняются джханой. Их можно
искоренить только за счёт практики
прозрения, базирующейся на джхане. Практика прозрения
приводит к полному искоренению этих помех, как и других
загрязнений ума.
●
Для
уменьшения пяти помех существуют так называемые противоядия.
Например, против злобы применяют практику развития дружелюбия
и доброжелательности; против чувственных желаний применяют
практику рассмотрения непривлекательности; против апатии
и лени применяют различные методы взбадривания ума,
например созерцание яркого источника света; и так далее.
Все эти методы подробно описываются в различных суттах
Канона.
●
В
МН 128 Будда перечисляет дополнительные помехи, мешающие
практике самадхи. В этот список входят:
1. невнимание
2. лень/апатия
3. страх
4. восхищение (эйфория)
5. инертность (вялость)
6. чрезмерное старание
7. cлишком слабое старание
8. слишком много медитации (или – возможно – сильное
желание достичь результатов)
9. восприятие множественности объектов (а не единичного
объекта медитации)
|
|
|
|
|
|