Главная > Учение > Понятия и термины > Прозрение
Учение
История
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Прозрение

русский: прозрение, випассана, видение как есть

английский:
insight, vipassana, practise of satipatthana

пали:
випассана | vipassanā

Прозрение – это развитие мудрости, практика прямого распознавания трёх истин непостоянства, безличностности и страдательности в отношении всех телесных и умственных феноменов. Эта практика развивается параллельно вместе с двумя другими буддийскими практиками – нравственностью и сосредоточением. Кульминацией прозрения является получение сверхмирской мудрости, которая является причиной достижения ниббаны.

Подобное прозрение не приходит лишь только за счёт интеллектуального понимания, но достигается посредством глубокого прямого медитативного наблюдения собственного тела и процессов ума. В Комментариях и Висуддхимагге приводится следующая последовательность ступеней этой практики:

1. Различение телесных процессов
(рупа)
2. Различение процессов ума
(нама)
3. Созерцание обоих этих процессов
(намарупа)
4. Созерцание причин и условий этих процессов (рассмотрение Взаимозависимого Возникновения)
5. Созерцание трёх характеристик (непостоянства и т.д.) по отношению ко всем этим феноменам и их условиям.

В Комментариях приводятся ряд знаний прозрения
(випассана-ньяна), которые достигаются последовательно в процессе практики прозрения (См. Visuddhi VI and Vis.M. XXI).


Нужно отметить, что уже длительное время между буддийскими учителями идут споры о том, может ли практика випассаны привести к сверхмирской мудрости без должного развития сосредоточения (джхан). Те, кто считают, что это возможно, основывают свою точку зрения на Канонических Комментариях. Противники данного утверждения отмечают, что в самом Палийском Каноне эта идея выражена крайне слабо, зато очень часто делается ударение на развитии джханы для достижения сверхмирской мудрости. В МН 64 Будда отрицает, что можно уничтожить пять (или все десять) сансарных пут без джханы.


 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт