|
|
|
|
|
русский: прозрение,
випассана, видение как есть
английский:
insight,
vipassana, practise of satipatthana
пали: випассана
| vipassanā
Прозрение – это развитие мудрости,
практика прямого распознавания трёх
истин непостоянства, безличностности и страдательности
в отношении всех телесных и умственных феноменов. Эта
практика развивается параллельно вместе с двумя другими
буддийскими практиками – нравственностью и сосредоточением.
Кульминацией прозрения является получение сверхмирской
мудрости, которая является причиной достижения ниббаны.
Подобное прозрение не приходит лишь только за счёт интеллектуального
понимания, но достигается посредством глубокого прямого
медитативного наблюдения собственного тела и процессов
ума. В Комментариях и Висуддхимагге приводится следующая
последовательность ступеней этой практики:
1. Различение телесных процессов (рупа)
2. Различение процессов ума (нама)
3. Созерцание обоих этих процессов (намарупа)
4. Созерцание причин и условий этих процессов
(рассмотрение Взаимозависимого
Возникновения)
5. Созерцание трёх характеристик (непостоянства и т.д.)
по отношению ко всем этим феноменам и их условиям.
В Комментариях приводятся ряд
знаний прозрения (випассана-ньяна),
которые
достигаются последовательно в процессе практики прозрения
(См. Visuddhi
VI and Vis.M. XXI).
●
Нужно
отметить, что уже длительное время между буддийскими
учителями идут споры о том, может ли практика випассаны
привести к сверхмирской мудрости без должного развития
сосредоточения (джхан). Те,
кто считают, что это возможно, основывают свою точку
зрения на Канонических
Комментариях. Противники данного утверждения отмечают,
что в самом Палийском
Каноне эта идея выражена крайне слабо, зато очень
часто делается ударение на развитии джханы для достижения
сверхмирской мудрости. В МН
64 Будда отрицает, что можно уничтожить пять (или
все десять) сансарных пут без джханы.
|
|
|
|
|
|