|
русский: джхана,
джана, дхьяна, поглощённость, медитативное достижение
английский:
jhana,
absorbtion
пали: джхана
| jhāna
Джханами называются первые четыре уровня глубокого медитативного
сосредоточения (самадхи).
Они же составляют последний, 8-ой фактор Благородного
Восьмеричного Пути – «Правильное Сосредоточение».
Джхана достигается на основе медитативных практик сатипаттханы,
то есть 7-го фактора Пути. В состоянии джханы полностью
преодолены пять помех, ум
всецело настроен на единственный объект медитации, а
также обладает огромной мощью, чистотой, остротой и
ясностью распознавания, благодаря чему джхана идеально
подходит для прозрения (випассана),
ведущего к реализации высшей цели буддизма. Кроме того,
согласно МН
64, без джханы невозможно достичь не только полного
просветления (т.е. ниббаны),
но даже и уровня не-возвращения.
Джхана – крайне труднодостижимое состояние, и в текстах
она иногда называется «сверхчеловеческим феноменом»
(уттари манусса дхамма)
(например, в МН
31):
«Конечно же, уважаемый. Когда мы того пожелаем, мы,
будучи отстранёнными от чувственных удовольствий, отстранёнными
от неблагих состояний [ума], входим и пребываем в первой
джхане... Уважаемый, это сверхчеловеческое состояние,
исключительность в знании и видении, достойная Благородных,
приятное пребывание, которого мы достигли, пребывая
прилежными, старательными, решительными».
В Саманньяпхала
сутте джхана причисляется к плодам, то есть результатам
отшельнической жизни и практики. Cогласно монашескому
уставу (Винае), если монах или монахиня намеренно лжёт
о достижении джханы, то тем самым совершает
параджику и автоматически исключается из
монашества до конца жизни без возможности восстановления.
В некоторых суттах указываются негативные факторы, качества,
состояния, из-за которых невозможно достижение даже
первой джханы (например, в АН
5.256). В МН
102 сказано, что для достижения первой джханы должна
быть целиком отброшена «настроенность на оковы чувственных
удовольствий», что можно понимать как полное отсутствие
желания переживать любые приятные чувства посредством
каких-либо форм, звуков, запахов, вкусов, тактильных
объектов. Уже одно только это является сложнейшим условием.
Тем не менее, это компенсируется «духовным восторгом»
джханы (СН
36.31), при прекращении которого возникает грусть
(доманасса) (МН 102).
Стоит отметить, что описания и нюансы практики джхан
встречаются не только в этих, но в
самых разных суттах Канона. Одно из самых подробных
описаний (с яркими метафорами) можно найти, например,
в АН
5.28.
В поздней буддийской литературе помимо первых четырёх
джхан (рупа-джханы)
джханами называют и четыре бесформенные
сферы, арупа-джханы.
Бесформенные сферы достигаются на основе четвёртой джханы.
В
первой джхане присутствуют 5 джхановых факторов:
– направление ума на объект медитации (витакка)
–
удержание ума на объекте медитации (вичара)
–
однонаправленность ума на объект медитации (экаггата)
–
телесное удовольствие (сукха)
– восторг (пити)
Во
второй джхане отбрасываются первые два фактора
и остаются три:
– однонаправленность
– телесное удовольствие
– восторг
Кроме того, здесь целиком прекращаются любые болезненные
телесные ощущения**
что, очевидно, позволяет практикующему сидеть много
часов и даже дней подряд на одном месте без смены
позы (в суттах упоминаются сроки до 7 дней, например,
в Тхиг
3.2).
В третьей джхане отбрасывается фактор восторга
и появляется фактор невозмутимости (упеккха):
– однонаправленность
– телесное удовольствие
– невозмутимость
В четвёртой джхане фактор удовольствия замещается
нейтральным чувством. В этом состоянии ум обладает
наибольшей мощью, устойчивостью и чистотой. С этого
момента возможно развитие сверхъестественных
способностей и глубочайшего прозрения (см.
Пансадховака сутту). Также, начиная с четвёртой
джханы и выше, у медитатора полностью прекращается
дыхание (СН
36.11). В 4-ой джхане наличествуют следующие факторы:
– однонаправленность
– ни-приятное-ни-болезненное чувство
– невозмутимость
После 4-ой джханы можно практиковать ещё более глубокие
уровни сосредоточения – бесформенные сферы.
Для этого практикующий должен полностью оставить пять
сфер чувств, восприятие форм и другие различные восприятия,
вызванные органами чувств, настроив ум на единственное
восприятие «безграничного пространства» (1). После
восприятия безграничного пространства можно перейти
к восприятию «безграничного сознания» (2). После восприятия
безграничного сознания можно перейти к восприятию
«отсутствия всего» (3). После восприятия отсутствия
всего можно перейти к «ни восприятию, ни не-восприятию»
(4) (самому высшему сансарному состоянию). Подробных
описаний самих этих уровней в Каноне почти не приводится,
однако встречаются разные нюансы, касательно их практики.
Во всех бесформенных сферах наличествуют те же два
фактора, что и в 4-ой джхане – однонаправленность
(экаггата)
и
невозмутимость (упеккха),
однако последний уровень настолько утончён, что даже
не считается «состоянием с восприятием». Высшим состоянием
с восприятием является, согласно суттам, третья бесформенная
сфера - «отсутствие всего».
После сферы «ни восприятия, ни не-восприятия» за счёт
развитой мудрости можно перейти к «сфере
прекращения восприятия и чувствования» (ниродха
самапатти),
т.е., по сути, к ниббане.
●
Согласно Нагара
сутте, для достижения джханы требуются 7 хорошо
развитых качеств:
1. Вера в Будду
2. Стыд при совершении неблагих поступков или подобных
помыслах
3. Боязнь свершения неблагих поступков
4. Изучение Дхаммы, т.е. учения Будды
5. Усердие
6. Осознанность
7. Мудрость
Все эти качества можно отнести к тому или иному фактору
Благородного Восьмеричного Пути. А согласно МН 117
джхановое сосредоточение опирается на все семь предыдущих
факторов Пути.
●
В
суттах часто встречаются два варианта достижения ниббаны:
– Посредством получения трёх высших знаний (или хотя
бы последнего из этой тройки), т.е. знание видения
собственных прошлых жизней, знание видения перерождения
других живых существ, знание видения как уничтожить
загрязнения ума. Они достигаются на основе четвёртой
джханы.
– Посредством достижения сферы «прекращения чувствования
и восприятия» и выхода из этого медитативного состояния.
●
Небезынтересно,
что ещё до просветления Будда научился достигать всех
восьми джхан под руководством учителей Алара Каламы
и Уддака Рамапутты (см. МН
26).
●
Впервые
Будда достиг первой джханы спонтанно ещё в детстве.
Об этом он вспоминает в МН
36.
●
Примечательно,
что перед самой смертью Будда вошёл в первую джхану,
затем во вторую и далее вплоть до сферы «прекращения
чувствования и восприятия». Затем он спустился вновь
до первой джханы, и последовательно поднялся до четвёртой.
Когда он вышел из четвёртой джханы, наступила окончательная
ниббана (см. Махапариниббана
сутту, ДН 16).
Возможно, таким образом он хотел ещё раз подчеркнуть
важность достижения джхан в качестве своего последнего
безмолвного урока.
●
В
Дхаммападе 372 Будда утверждает, что владеющий джханой
и мудростью «стоит на пороге ниббаны».
**
СН
48.40 приводит последовательность всех видов чувств,
которые прекращаются в той или иной джхане. Однако,
как замечает Цэ-Фу Куан в своей статье «Clarification
on Feelings in Buddhist Dhyana/Jhana Meditation»,
эта сутта, очевидно, была искажена, поскольку в других
буддийских источниках (один из примеров – китайская
Авипаратака сутра), ссылающихся на аналоги СН 48.40
ранних школ, указана иная последовательность, которая
идеально согласуется со стандартными формулами джхан:
– в 1 джхане исчезает грусть (доманасса),
неприятное умственное чувство.
– во 2 джхане исчезает боль (дуккха),
неприятное телесное чувство.
– в 3 джхане исчезает радость (соманасса),
приятное умственное чувство.
– в 4 джхане исчезает удовольствие (сукха),
приятное телесное чувство.
Эта последовательность частично подтверждается и МН
102 (см. последний раздел сутты).
|
|