|
|
|
|
|
русский: формации,
формирователи, конструкции
английский:
formations,
fabrications, determinations
пали: санкхара
| sankhāra
Данный термин имеет различные оттенки значения, которые
следует тщательно различать. Термин санкхара
может иметь либо активное значение (формирователи),
либо пассивное (формации – то есть то, что было сформировано),
либо может подразумевать оба значения сразу.
1. Санкхара выступает в качестве второго звена
Зависимого Возникновения
(патичча-самуппада),
и здесь она имеет активный аспект – формирователь, и
означает камму, то есть благие
и неблагие волевые действия (четана)
тела (кайя-санкхара),
речи (вачи-санкхара)
или ума (читта
-или-
мано-санкхара).
Например см. Кхаджания
сутту.
Камма-формирователи могут быть трёх видов:
a) благотворные камма-формирователи (пунньяабхисанкхара)
б) пагубные камма-формирователи (апунньяабхисанкхара)
в) непоколебимые камма-формирователи (аненджабхисанкхара)
(например в S.XII.51; D.33)
Это троичное разделение охватывает любую каммическую
активность во всех мирах существования:
благотворные камма-формирователи охватывают мир чувств
и мир форм, пагубные камма-формирователи охватывают
только мир чувств, а «непоколебимые» охватывают только
бесформенный мир.
2. Вышеупомянутые три термина (кайя-,
вачи-, читта-санкхара)
иногда используются в совершенно ином, пассивном значении:
a) телесная
функция, то есть вдох и выдох (см.
например МН 10)
б) словесная
функция, то есть осмысление и дискурсивное
рассуждение,
в) умственная функция, то есть восприятие и чувствование
(см. например МН 44).
Например см. Камабху
сутту.
3. Санкхара также означает 4-ую совокупность
из пяти (санкхара-кхандха),
и включает в себя все «умственные формации», принадлежат
ли они к «камма-образующему» сознанию, или же нет.
4. Санкхара также встречается в смысле обозначения
чего-либо сформированного (санкхата)
и обусловленного вообще, и включает в себя всё в этом
мире, все феномены существования. В этом значении этот
термин используется в известном фрагменте: «Все формации
непостоянны... подвержены страданию» (саббе
санкхара аничча... дуккха).
Однако в этом контексте санкхара подчинена более
широкому и всеохватывающему термину дхамма (феномен,
вещь). Дхамма включает в себя также и Несотворённое,
Необусловленный Элемент (асанкхата-дхату),
то есть Ниббану (саббе
дхамма анатта, «все
феномены безличны»).
5. Санкхара также иногда означает «волевое усилие»,
например: – в формуле путей к силе (иддхи-пада), – в описании усилий к достижению париниббаны у анагаминов
(см. не-возвращающийся). – в терминах Абхидхаммы: асанкхарика-
; сасанкхарика-читта,
т.е. соответственно без усилий, то есть спонтанно, и
с усилиями, то есть с побуждениями.
●
В западной литературе – (по крайней мере) в английской
и немецкой – санкхара иногда неправильно переводится
как «подсознательные тенденции» или как «подсознательные
формирующие силы». Вероятно, такое толкование пришло
из не-буддийской санскритской литературы, но оно неприменимо
к палийскому термину санкхара. Например, в схеме
Взаимозависимого Возникновения санкхара не является
ни подсознательной, ни тенденцией – а означает полностью
осознанное и активное каммическое волевое решение. В
контексте пяти совокупностей лишь немногие умственные
формации представлены как относящиеся к подсознанию,
но термин санкхара ими не ограничивается и не
обозначает просто лишь тенденции.
●
См. также лекцию
Дост. Бхиккху Бодхи о санкхарах.
|
|
|
|
|
|