|
русский: основы
осознанности, опоры внимательности
английский:
frames
of reference, foundations of mindfulness
пали: сатипаттхана
| asatipatthāna
Четыре основы осознанности – это созерцание: – тела – чувств – ума – умственных феноменов
Это важнейшая буддийская практика, подробное описание
которой можно найти в Махасатипаттхана
сутте (ДН 22). Данная практика является незаменимым
элементом в буддийском пути и в Благородном Восьмеричном
Пути числится в седьмом факторе (Правильная Осознанность).
Практика сатипаттхан ведёт к устранению пяти
умственных помех, которые мешают вхождению в джхану.
Как сказано в ДН 22 – «монах пребывает в созерцании
тела, чувств, ума, объектов ума, устраняя жажду и беспокойство».
После достижения джханы практика сатипаттхан становится
наиболее глубокой, способной привести практикующего
к прямому познанию трёх
характеристик тела и ума, что, в свою очередь, ведёт
к освобождающему прозрению и в перспективе – достижению
конечной цели буддизма – ниббаны.
1. Созерцание тела (кая-нупассана)
включает в себя следующие упражнения: – внимательность по отношению к вдохам и выдохам (анапана-сати) – внимательность по отношению к позам тела (ирия-патха) – рассмотрение 32 частей тела (каягата-сати,
асубха) – анализ четырёх материальных элементов тела (дхату-ваваттхана) – кладбищенские медитации на трупах (сиватхика)
2. Созерцание чувств (ведана-нупассана)
включает
в себя рассмотрение всех видов телесных и умственных
чувств: – приятных телесных и умственных чувств – неприятных телесных и умственных чувств – ни-приятных-ни-неприятных телесных умственных чувств
3. Созерцание ума (читта-нупассана)
включает в себя рассмотрение различных состояний ума: – ума со злобой и без злобы – ума с жаждой и без жажды – ума с неведением и без неведения – ума суженного или отвлечённого – ума развитого и неразвитого – ума ограниченного или ума непревзойдённого – ума сосредоточенного или несосредоточенного – ума освобождённого или неосвобождённого
4. Созерцание ментальных феноменов
(дхамма-нупассана) включает
в себя созерцание и анализ: – пяти помех (ниварана) – пяти совокупностей (кхандха)
– двенадцати сфер чувств (аятана)
– пут (самйоджана) – семи факторов просветления (боджханга) – четырёх благородных истин (сачча)
Эти
четыре типа созерцаний являются разными упражнениями,
однако неправильно воспринимать сатипаттханы как просто
лишь набор предметов для медитации, когда можно выбрать
один из них и только его и практиковать. Четыре типа
созерцаний включают в себя все пять
совокупностей, и подразумевается, что осознанность
в данной практике должна охватить их целиком. Поэтому,
для того, чтобы осознанность стала полной, нужно практиковать
все четыре типа созерцаний, а не единичное упражнение.
Практика сатипаттхан начинается с рассмотрения тела,
а затем охватывает и другие созерцания по мере их
возникновения в формальной медитации или же повседневной
жизни.
|
|