|
 |
 |

|
|
русский: вступивший
в поток, вошедший в поток, сотапанна
английский:
stream
enterer, stream-winner, sotapanna
пали: сотапанна
| sotāpanna
Вступивший в поток (сотапанна)
– низшая из четырёх пар благородных
личностей. Это тот, кто сбросил первые три оковы,
привязывающие к сансаре. Благодаря этому он родится
ещё максимум 7 раз, и в течение этого срока обязательно
обретёт полное освобождение – то есть ниббану.
Согласно СН 55.5, под словом «поток» подразумевается
Благородный
Восьмеричный Путь, т.е. дословно, сотапанна
– это тот, кто вступил на Благородный Восьмеричный Путь.
В канонических текстах вступивший в поток часто обозначается
как тот, кто «обрёл око Дхаммы» (дхамма-чхакку)
или как тот, кто увидел и понял суть Зависимого
Возникновения.
Всего есть 3 вида вступивших в поток:
1. Тот, кто родится ещё максимум 7 раз, после чего обязательно
достигнет освобождения.
2. Тот, кто родится в благородных семьях 2 или 3 раза,
после чего обязательно достигнет освобождения.
3. Тот, кто лишь один раз ещё вернётся в мир людей и
уже в том рождении обретёт освобождение.
Вступивший в поток может рождаться либо в небесных мирах,
либо в мире людей, и неспособен более пасть в нижние
миры. Согласно суттам, вступивший в поток обладает
совершенной нравственностью,
но несовершенными сосредоточением
(согласно АН 3.94, вступивший в поток не достигает даже
первой джханы) и мудростью.
Тем не менее, он способен совершать проступки, однако
не до такой степени, чтобы это привело его к падению
в нижние миры.
Вступивший в поток обладает следующими (в должной мере
развитыми) качествами:
1. Мудростью
2. Сосредоточением
3. Осознанностью
4. Усердием
5. Верой (по отношению к Будде, Дхамме и Сангхе)
Вступивший в поток не имеет:
1. Воззрений о «я»,
2. Сомнений (как минимум в отношении благих и неблагих
качеств),
3.
Цепляний к правилам и предписаниям.
Судя
по всему к сотапанне, как к паре благородных, относятся
так называемые «Идущий-за-счёт-веры» и «Идущий-за-счёт-Дхаммы».
В канонических комментариях они называются «младшими
сотапаннами» (чула-сотапанна)
(см. подробнее «благородные
личности»).
●
В Саньютта Никае 13.1 Будда говорит о том, что тому,
кто вступил в поток, осталось пережить ничтожное количество
страданий по сравнению с тем объёмом страданий, которые
были пережиты прежде в бесчисленных прошлых рождениях.
●
Вступивший в поток обладает непоколебимым доверием к
Будде, Дхамме, Сангхе.
|
|
|
 |
|
|