Главная > Учение > Понятия и термины > Вступивший в поток
Учение
История
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Вступивший в поток

русский: вступивший в поток, вошедший в поток, сотапанна

английский:
stream enterer, stream-winner, sotapanna

пали:
сотапанна | sotāpanna

Вступивший в поток (сотапанна) – низшая из четырёх пар благородных личностей. Это тот, кто сбросил первые три оковы, привязывающие к сансаре. Благодаря этому он родится ещё максимум 7 раз, и в течение этого срока обязательно обретёт полное освобождение – то есть ниббану. Согласно СН 55.5, под словом «поток» подразумевается Благородный Восьмеричный Путь, т.е. дословно, сотапанна – это тот, кто вступил на Благородный Восьмеричный Путь. В канонических текстах вступивший в поток часто обозначается как тот, кто «обрёл око Дхаммы» (дхамма-чхакку) или как тот, кто увидел и понял суть Зависимого Возникновения.

Всего есть 3 вида вступивших в поток:

1. Тот, кто родится ещё максимум 7 раз, после чего обязательно достигнет освобождения.
2. Тот, кто родится в благородных семьях 2 или 3 раза, после чего обязательно достигнет освобождения.
3. Тот, кто лишь один раз ещё вернётся в мир людей и уже в том рождении обретёт освобождение.

Вступивший в поток может рождаться либо в небесных мирах, либо в мире людей, и неспособен более пасть в нижние миры. Согласно суттам, вступивший в поток обладает совершенной нравственностью, но несовершенными сосредоточением (согласно АН 3.94, вступивший в поток не достигает даже первой джханы) и мудростью. Тем не менее, он способен совершать проступки, однако не до такой степени, чтобы это привело его к падению в нижние миры.

Вступивший в поток обладает следующими (в должной мере развитыми) качествами:
1. Мудростью
2. Сосредоточением
3. Осознанностью
4. Усердием
5. Верой (по отношению к Будде, Дхамме и Сангхе)

Вступивший в поток не имеет:
1. Воззрений о «я»,
2. Сомнений (как минимум в отношении благих и неблагих качеств),

3. Цепляний к правилам и предписаниям.

Судя по всему к сотапанне, как к паре благородных, относятся так называемые «Идущий-за-счёт-веры» и «Идущий-за-счёт-Дхаммы». В канонических комментариях они называются «младшими сотапаннами» (чула-сотапанна) (см. подробнее «благородные личности»).

В Саньютта Никае 13.1 Будда говорит о том, что тому, кто вступил в поток, осталось пережить ничтожное количество страданий по сравнению с тем объёмом страданий, которые были пережиты прежде в бесчисленных прошлых рождениях.

Вступивший в поток обладает непоколебимым доверием к Будде, Дхамме, Сангхе.

 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт