|
|
|
|
|
русский: загрязнения,
омрачения, клеши, килесы, упакилесы, пороки
английский:
defilements,
poisons, corruptions, imperfections, impurities
пали: килеса,
упаккилеса | kilesa, upakkilesa
В буддийской литературе это понятие обычно переводят
как «загрязнения» или «омрачения». Эти загрязнения являются
умственными состояниями, которые временно омрачают сознание
и проявляются в неумелых (аморальных) поступках. Загрязнения
имеют широчайший спектр по своей глубине и «грубости».
Так, например, злоба, в крайнем своём выражении, может
проявляться как неконтролируемая ярость, а в утончённом
виде может выражаться в лёгком и едва уловимом недовольстве.
Среди всех загрязнений особо выделяются так называемые
«три неблагих умственных корня» – жажда, злоба, неведение.
Часто их также называют «тремя порочными корнями», поскольку
именно они являются источниками появления всех остальных
загрязнений ума. Тот, кто смог полностью уничтожить
эти три корня, достигает ниббаны
и называется арахантом.
В Абхидхамме, а также в комментариях, перечисляются
10 видов загрязнений:
1. Жажда (лобха)
2. Злоба (доса)
3. Невежество (моха)
4. Самомнение (мана)
5. Неправильные воззрения (диттхи)
6. Сомнения (вичикиччха)
7. Лень, апатия (тхина)
8. Возбужденность, неугомонность (уддхачча)
9. Бесстыдство (ахирика)
10. Безрассудство (аноттаппа)
(отсутствие боязни совершить плохой поступок)
В Маджхима Никае 7 и 8 приводится такой список «нечистот
ума».
1. Алчность и жадность (абхиджха-висамалобха)
2. Недоброжелательность (вьяпада)
3. Злость (кодха)
4. Враждебность (упанаха)
5. Клевета (маккха)
6. Деспотичность (паласа)
7. Зависть (исса)
8. Скупость (маччхария)
9. Лицемерие (майя)
10.
Жульничество (сатхейя)
11. Упрямство (тхамбха)
12. Наглость (сарамбха)
13. Самомнение (мана)
14. Надменность (атимана)
15. Тщеславие (мада)
16. Неряшливость (памада)
●
Есть
и более утончённые загрязнения, являющиеся помехами
для успешной практики медитации.
Девять загрязнений, мешающих практикующему «возвышенный
ум» (адхичитта),
из которых три являются наиболее грубыми, три – средними,
и три – утончёнными:
1-3: Дурное поведение телом, речью, умом (грубые)
4-6: Мысли о чувственности, недоброжелательности, вредительности
(средние)
7-9: Мысли о родственниках, о родине, о собственной
репутации.
(См. Пандхасовака
сутту)
●
Также
описываются 18 загрязнений (умственных помех) для практики
медитации анапанасати (внимательность к дыханию) и 10
помех, мешающих практике прозрения
(випассана). Особое место среди них занимают пять
помех (ниварана).
(См. Pts.M.,
anapana-katha; s. Visuddhi V.) |
|
|
|
|
|