Главная > Учение > Понятия и термины > Загрязнения
Учение
История
Буддийская жизнь
О нас
Галерея
Форум

Палийский Канон Канонические комментарии Работы исследователей буддизма Книги и лекции учителей Понятия и термины
 

Загрязнения

русский: загрязнения, омрачения, клеши, килесы, упакилесы, пороки

английский:
defilements, poisons, corruptions, imperfections, impurities

пали:
килеса, упаккилеса | kilesa, upakkilesa

В буддийской литературе это понятие обычно переводят как «загрязнения» или «омрачения». Эти загрязнения являются умственными состояниями, которые временно омрачают сознание и проявляются в неумелых (аморальных) поступках. Загрязнения имеют широчайший спектр по своей глубине и «грубости». Так, например, злоба, в крайнем своём выражении, может проявляться как неконтролируемая ярость, а в утончённом виде может выражаться в лёгком и едва уловимом недовольстве.

Среди всех загрязнений особо выделяются так называемые «три неблагих умственных корня» – жажда, злоба, невежество. Часто их также называют «тремя неумелыми корнями», поскольку именно они являются источниками появления всех остальных загрязнений ума. Тот, кто смог полностью уничтожить эти три корня, достигает ниббаны и называется арахантом.

В Абхидхамме, а также в комментариях, перечисляются 10 видов загрязнений:

1. Жажда (
лобха)
2. Злоба (
доса)
3. Невежество (
моха)
4. Самомнение (
мана)
5. Неправильные воззрения (
диттхи)
6. Сомнения (
вичикиччха)
7. Лень, апатия (
тхина)
8. Возбужденность, неугомонность (
уддхачча)
9. Бесстыдство (
ахирика)
10. Безрассудство (
аноттаппа) (отсутствие боязни совершить плохой поступок)


В Маджхима Никае 7 и 8 приводится такой список «нечистот ума».

1. Алчность и жадность (
абхиджха-висамалобха)
2. Недоброжелательность (
вьяпада)
3. Злость (
кодха)
4. Враждебность (
упанаха)
5. Клевета (
маккха)
6. Деспотичность (
паласа)
7. Зависть (
исса)
8. Скупость (
маччхария)
9. Лицемерие (
майя)
10. Жульничество (сатхейя)
11. Упрямство (
тхамбха)
12. Наглость (
сарамбха)
13. Самомнение (
мана)
14. Надменность (
атимана)
15. Тщеславие (
мада)
16. Неряшливость (
памада)


Есть и более утончённые загрязнения, являющиеся помехами для успешной практики медитации.

Девять загрязнений, мешающих практикующему «возвышенный ум» (адхичитта
), из которых три являются наиболее грубыми, три – средними, и три – утончёнными:

1-3: Дурное поведение телом, речью, умом (грубые)
4-6: Мысли о чувственности, недоброжелательности, вредительности (средние)
7-9: Мысли о родственниках, о родине, о собственной репутации.

(См. Пандхасовака сутту)


Также описываются 18 загрязнений (умственных помех) для практики медитации анапанасати (внимательность к дыханию) и 10 помех, мешающих практике прозрения (випассана). Особое место среди них занимают пять помех (
ниварана).

(См. Pts.M., anapana-katha; s. Visuddhi V.)
 
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт