Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Когда в этом теле начинается человеческая жизнь?
Аджан Брам

 
редакция перевода: 08.12.2016
Перевод с английского: SV

источник:
www.dhammatalks.net

Что говорил Будда?

1. «[Человеческая жизнь начинается], когда в утробе матери возникает первый ум (citta), когда первое сознание проявляется». (Виная, Параджика 3)
2. «Монахи, нисхождение габбхи происходит через единение этих трёх вещей: единения отца и матери, мать находится в [подходящем для зачатия] периоде, а также наличествует гандхабба (поток сознания)». (МН 38).
3. «Если винньяна (сознание) не снизошло бы в утробу матери, сформировалась бы в утробе нама-рупа? Разумеется нет, Учитель». (ДН 15).
Нама-рупа = чувствование (ведана), восприятие (саннья), контакт (пхассо), воление (четана), внимание (манасикаро), а также материальная форма (рупа).
4. «Нама-рупа и сознание подобны двум связкам тростника, стоящим и опирающимся друг на друга. Если кто-либо убрал бы одну из этих связок тростника, другая бы упала. Так и с прекращением нама-рупы происходит прекращение сознания, а с прекращением сознания происходит прекращение нама-рупы». (СН 12.67).

Что имел в виду Будда?

Человеческая жизнь начинается с момента, когда поток сознания входит в утробный плод и в нём проявляется первое сознание. Такое возникновение сознания обусловлено комбинацией трёх причин: единения родителей, способностью к воспроизведению потомства, и доступным потоком сознания.
Эта причинно-следственная связь не обязана быть мгновенной. В буддийской [схеме] причинно-следственной связи результат появляется через долгое время после причины. Простой пример: «Когда имеет место рождение, то имеет место старость, болезнь, смерть». Будет ошибкой утверждать, что поток сознания нисходит в утробу матери прямо в момент единения родителей. Такое мнение влечёт за собой вопрос: во что нисходит поток сознания? В один из миллионов сперматозоидов или в яйцеклетку, которая может остаться неоплодотворённой? Будда имел в виду, что через некоторое время после единения родителей и при наличии двух других факторов происходит нисхождение потока сознания в утробу матери.
Как уже было показано выше, не может быть сознания без чувствования, восприятия, контакта, воления, внимания, материальной формы (нама-рупа). Когда проявляется одно, то сразу же проявляется и другое.

Когда начинается новая человеческая жизнь?

Под словом «эмбрион» подразумевается нерождённое существо в первые 8 недель развития. Под «утробным плодом» подразумевается нерождённое существо после 8 недель развития. Эмбрион может разделиться на два и более жизнеспособных эмбриона после определённого числа дней. До этого момента не может в одном эмбрионе находиться два потока сознания, как и один поток сознания не может разделиться на два отдельных потока. Такие возможности исключаются доктриной Будды о зависимом происхождении (патичча-самуппада).
Либо второй поток сознания входит в отделившийся второй эмбрион, либо два каммически связанных потока сознания входят в двойниковые эмбрионы в одно время вскоре после разделения. В любом случае поток сознания может снизойти в утробу матери через несколько дней после единения родителей.
Будда последовательно объяснял, что человеческая жизнь в этом теле начинается, когда сознание впервые проявляет себя в утробе матери. Палийское слово «проявляет» звучит как «патибхута» и означает также «открытый», «видимый», «очевидный». Поэтому, если быть точным, человеческая жизнь в этом теле начинается не тогда, когда сознание начинает существовать в утробе матери, но когда оно впервые проявляет своё существование в ней (я считаю, что эти два события происходят одновременно).
Как себя впервые проявляет сознание? Выше было сказано, что когда сознание впервые проявляется, то также впервые проявляется и нама-рупа. Двумя важнейшими составляющими нама-рупы являются ведана (чувствование, то есть, способность отличать болезненные, нейтральные, приятные ощущения), а также четана (воление, намеренные реакции на такие ощущения). Поэтому, когда ведана впервые проявит себя в нерождённом существе, то тогда становится понятным, что себя проявила нама-рупа. Когда нама-рупа впервые проявилась, сознание также впервые проявилось, и началась новая человеческая жизнь!
В завершение можно сказать, что только когда эмбрион-плод впервые показал чувствительность к удовольствию и боли (ведана), а также показал воление (такое как намеренное сжатие от болезненных стимулов), то тогда сознание и нама-рупа впервые проявились и началась новая человеческая жизнь.

Дальнейшее обсуждение

Такое определение начала человеческой жизни опирается на самые ранние буддийские учения, то есть самые близкие к тому, что действительно говорил Будда. Таким образом, данное определение имеет авторитетность [канонических] текстов.
Это определение является прагматическим, поскольку показывает видимые границы начала новой человеческой жизни. Такие процедуры как ультразвуковой анализ могут убедить внешнего наблюдателя в том, что на определённом этапе развития плод демонстрирует переживания боли намеренно двигается, хотя до этого [временного] этапа не показывал чувствования или воления. Неврологи также подтверждают, что до определённого этапа развития у плода отсутствует нервная система, а потому он не может переживать боль или удовольствие. Так что такое определение является работающим.
Когда нет чёткого метода определения начала новой человеческой жизни, многие будут по ошибке отклоняться в безопасную сторону, то есть, сдвигать границу начала человеческой жизни к непрактично раннему периоду, вплоть до момента единения родителей. Вышеприведённое определение позволяет избежать такой небрежности, основанной на страхе.
Этическое качество каммы во многом связано со счастьем и страданием, которые индивид намеренно доставляет другому. Когда другая сторона не способна переживать удовольствие или боль, то такие суждения становятся незначимыми.
Это так, что просмотр видео аборта, когда плод проявляет боль от процедуры, вызывает всеобщее отвращение. Но такого отвращения не возникает, если показано уничтожение эмбриона на чашке Петри, так как эмбрион не проявляет никаких чувств вообще. Вышеприведённое определение соответствует этической основе такого отвращения. Другими словами, многие не-буддисты, особенно рационалисты без религиозных склонностей, легко согласились бы с таким буддийским определением начала человеческой жизни.

Внешнее оплодотворение

Вышеприведённое определение проясняет этическую сторону уничтожения оплодотворённой яйцеклетки до того, как она была помещена в мать, или же использования её для создания стволовых клеток. Поскольку эти эмбрионы не проявляют чувств или воления, сознание также в них не проявлено, а потому они не могут считаться человеческой жизнью.
Говоря с научной точки зрения, в них ещё не развилась нервная система, и потому такой эмбрион не способен проявить сознание. Здесь могут возникнуть другие этические вопросы, но уж точно не связанные с уничтожением человеческой жизни.
Ещё один пункт в последовательном определении Буддой человеческой жизни является местоположение проявлённого сознания – «в утробе матери». Таким образом имеется веский логический аргумент, что даже если сознание как-либо проявляет себя в эмбрионе в лаборатории, оно всё равно не появилось в утробе матери, поэтому не подходит под данное Буддой определение человеческой жизни. Только когда эмбрион с сознанием будет помещён в материнскую утробу, можно будет сказать, что сознание возникло в утробе матери и началась человеческая жизнь.
Некоторые умелые медитаторы помнят свои прошлые жизни. Есть и те, кто могут их вспомнить иными методами. Те, кто помнят фрагмент перехода из прошлой жизни в нынешнюю, удивительным образом совпадают в своих воспоминаниях того, как были неодолимо вовлечены в материнскую утробу. Для них было бы немыслимым, что можно быть вовлечённым в груду клеток в чаше Петри в лаборатории.
Одним из необговорённых [в текстах] обязательных условий для перерождения является вид будущей матери, что действует как магнит для привлечения потока сознания. В лаборатории такой магнит отсутствует.
В заключение можно сказать, что эмбрион вне материнской утробы не считается человеческой жизнью, поэтому к нему не применимы те этические соображения, которые применимы к человеческим существам.




.
٭
© theravada.ru – при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.