Однажды
я остановился в лесном монастыре в полумиле от деревни. Одним вечером,
во время моей медитации ходьбы, в деревне началась шумная вечеринка в
честь какого-то события. Было уже больше одиннадцати часов вечера, и я
чувствовал себя каким-то особенным образом. Это странное чувство не покидало
меня с полудня. Ум был спокоен. Мыслей практически не было. Я чувствовал
себя очень расслабленным и спокойным. Я медитировал при ходьбе пока не
устал, а потом пошёл в свою соломенную хижину. Поразительно, но как только
я сел и едва успел скрестить ноги, как мой ум буквально захотел нырнуть
в глубокое состояние покоя. Всё случилось само собой. Как только я сел,
ум стал по-настоящему спокойным. Он был прочным как скала. Не то, чтобы
я не мог слышать шум, пения и танцы жителей деревни - я мог - но также
я мог полностью отрезать всякий звук.
Удивительно!
Когда я не обращал внимания на звук, всё было идеально тихо - я абсолютно
ничего не слышал. Но если я хотел слышать - я мог это сделать, причём
так, что звук не нарушал моё состояние. Было такое ощущение, как будто
в уме находилось два объекта, расположенных друг возле друга, но не
соприкасающихся. Я мог видеть, что ум и его объект были различны и чётко
различимы, как вот эти пепельница и чайник. Тогда я понял: когда ум
объединяется в состоянии самадхи, то если вы хотите направить внимание
вовне, вы можете слышать, но если вы оставите его в его пустоте, то
всё будет идеально тихим. Когда познавался звук, я мог видеть, что познание
и звук были чётко различны. Я спросил себя: «Если это не так, каким
оно видится - как ещё может быть?» Всё было именно таким. Эти две вещи
были полностью различны. Я продолжал своё исследование дальше подобным
образом, пока понимание не углубилось ещё больше: «Это важно. Когда
отрезается постоянное восприятие феноменов, наступает покой». Предыдущая
иллюзия продолжительности (santati) преобразовалась в покой ума
(santi). Так я сидел, продолжая поддерживать медитацию. Ум в
тот момент был полностью направлен на медитацию, и был безразличен к
чему-либо ещё. Я находился в состоянии идеального внутреннего баланса.
В конце
концов, я сделал перерыв, но всё что изменилось - это только сидячая
поза. Ум оставался постоянным и непоколебимым. Я взял подушку, намереваясь
отдохнуть. Я лёг, но ум всё ещё был таким же спокойным, как и прежде.
Затем, как только моя голова уже почти коснулась подушки, осознанность
ума начала нырять вовнутрь, я не знал, куда она направлялась, но она
устремлялась всё глубже и глубже. Как будто электрический ток в проводах
направлялся к выключателю. Как только он достиг выключателя, в моём
теле прогремел оглушительный взрыв. Познание в тот момент было неимоверно
ясным и утончённым. Вслед за этим ум освободился для того, чтобы проникнуть
глубоко вовнутрь. Он ушёл вовнутрь туда, где ничего не было вообще.
Абсолютно ничто из внешнего мира не могло попасть в это место. Ничто
не могло добраться досюда. Побыв там какое-то время, ум направился обратно.
Однако, когда я говорю «направился», я не имею в виду, что я заставил
его это сделать. Я был просто наблюдателем, который только познавал
и наблюдал. Ум выбирался наружу всё больше и больше, пока, наконец,
не вернулся в нормальное состояние.
Как только
нормальное сознание вернулось, возник вопрос: «Что это было?». Ответ
пришёл незамедлительно: «Подобные вещи происходят сами собой. Тебе не
нужно искать объяснения этому». Этот ответ был достаточным для удовлетворения
моего ума.
Вскоре ум вновь
начал падать вовнутрь. Я не предпринимал никаких сознательных усилий
для того, чтобы направить ум. Он устремился сам собой. Он падал всё
глубже и глубже, пока не достиг того же самого выключателя. В этот раз
тело разлетелось на мельчайшие частицы и фрагменты. Опять ум освободился,
чтобы проникнуть глубоко вовнутрь самого себя. Полная тишина. В этот
раз даже ещё большая, чем в первый. Абсолютно ничто внешнее не могло
достичь её. Ум побыл здесь какое-то время, так долго, как сам того пожелал,
а затем отправился обратно. В этот момент он действовал сам по себе,
и всё происходило само собой. Я не влиял на ум и не направлял его каким-то
образом, чтобы он падал вовнутрь или направлялся вовне. Я просто был
тем, кто знает и смотрит.
Мой ум
опять вернулся в нормальное состояние сознания, и я не стал интересоваться
или размышлять о том, что случилось. Я медитировал, и ум ещё раз направился
вовнутрь. В третий раз вся вселенная разлетелась и распалась на мельчайшие
частицы. Земля, почва, горы, поля, леса - весь мир - всё распалось на
элемент пространства (akasa-dhatu). Люди исчезли. Всё исчезло.
Абсолютно ничего не осталось.
Ум, уйдя
вовнутрь, оставался там столько, сколько хотел. Я не могу сказать, что
я в точности понимал, каким образом он там оставался. Трудно описать
то, что случилось. Нет чего-то, с чем я мог бы это сравнить. Нет подходящего
примера. В этот раз ум оставался там дольше, чем в прошлые разы, и только
через какое-то время он вышел из этого состояния. Когда я говорю о том,
что он вышел, я не имею в виду, что я заставил его выйти, или что я
контролировал то, что происходило. Ум сделал всё это сам собой. Я был
всего лишь наблюдателем. Постепенно он опять вернулся в своё обычное
состояние. Можно ли как-то назвать то, что происходило эти три раза?
Кто знает? Какой из терминов вы собираетесь использовать, чтобы обозначить
это?
|