Буддизм
                Учение Старцев
 
«
Тхеравада.ру    
   
 

 
  ٭
.

Чего нет на карте
Тханиссаро Бхиккху

 
редакция перевода: 01.07.2011
Перевод с английского: SV

источник:
www.accesstoinsight.org

В Таиланде есть такое выражение - «арахан диб», что означает «сырой архат» или «не приготовленный архат». Это означает человека, который начитался текстов, всё спланировал заранее, а затем пытается втиснуть свою медитацию в ту теорию, которую он выстроил, исходя из изучения текстов. Когда он достигает финала пути своей выстроенной на предубеждениях теории, он считает это успехом в практике. Вероятно, вы поняли, что выражение «сырой архат» отнюдь не хвалебное. Такой фразой высмеивают неопытных практикующих, которые думают, что можно всё постичь заранее.
Есть и другая тайская фраза о том, кто «знает, прежде чем родился, стал экспертом, прежде чем попробовал». В целом - это та же самая идея.
То, с чем мы имеем дело, не является набором вызубренных фактов. Мы работаем с умением, а начинаем, исходя из невежества. Это означает, что хоть вы и можете получить заранее общее представление о навыке, прочитав об этом или послушав кого-то со стороны, всё же фактическая практика - это нечто такое, в чём вам надо научиться чувствовать ваш путь. Умение правильно чувствовать практику - это суть мастерства.
Основополагающие принципы могут быть применены по отношению к каждому, но никто прежде никогда не тренировал ваш личный ум с его индивидуальными проблемами. Именно вы будете тренировать его, развивая умение как в общем, так и в частностях. Вы исходите из невежества, но вам нужно научиться, как быть своим собственным учителем. Это означает научиться тому, как учиться на ваших конкретных ошибках. Наметьте план того, что вы собираетесь сделать, делайте это, а затем смотрите, что происходит. Постарайтесь с самого начала работать с наилучшими намерениями - что кажется наиболее подходящим, наиболее правильным - но будьте готовы к тому, чтобы по мере продвижения в пути вносить изменения.
Это суть того, чему учил Будда Рахулу в той сутте, на которую я постоянно ссылаюсь. И я ссылаюсь на неё, потому что она основополагающая и очень важная. Вы не можете знать заранее результаты того, во что обернутся ваши действия. Иногда вы можете предполагать, и работать с вашими наилучшими ожиданиями, но вам следует помнить о том факте, что ваши ожидания иногда могут быть ошибочными. И Будда также учит вас тому, как работать с обнаружением ошибочных ожиданий - иногда признавать, что вы делаете что-либо неправильно, и вы учитесь останавливаться. Другой раз, вы можете анализировать результаты действий уже после того, как они были совершены. Для этого требуется честность и прямота, а частью пути к тому, как обучиться честности и прямоте является готовность признавать только что распознанные ошибки, готовность оговорить их с кем-то, кто продвинулся дальше в пути. Это так, потому что ваше желание быть открытым и честным по поводу этих вещей с другими людьми переходит в открытость и честность по поводу этих вещей с самим собой. Так вы развиваете ваши благие качества. Ваша внешняя манера общения становится частью вашего внутреннего диалога.
Поэтому практика - это комбинация того, что вы узнали от других людей, приняв это близко к сердцу, и факта вашего понимания, что всё это нужно ещё проверить. Всё может выйти не так, как вы того ожидаете. Эта часть мудрости. Она начинается с изучения того, что вы услышали и затем обдумали. Но, тем не менее, подлинное прозрение приходит благодаря развитию этих качеств в своём уме.
Это похоже на поход в дикие места. Вы изучаете карту, строите планы, но когда вы оказываетесь в лесу, то осознаёте, что лес совсем не такой, каким представлялся на карте. На карте вы видите залитые зелёным цветом пятна с красными линиями и небольшими символами. Но когда вы осматриваетесь в лесу, то не видите этих зелёных пятен, символов, линий. Линии значимы: они обозначают тропинки в лесу. Они дают схематичное представление о том, что там. Но вы видите, что там куда больше всего, чем просто бледно-зелёные и красные пятна карты. Там деревья, животные, изменения ландшафта. Вы строите планы на основании карты, но будьте готовы выбросить свои планы за борт по мере того, как встретитесь с новыми и неожиданными вещами. Это важная часть практики: как работать с неожиданным.
В старшей школе у меня был друг, который уехал на военную подготовку и позже рассказывал мне о том, что в процессе тренировок ему приходилось бежать длительные кроссы. В старшей школе одним из того, что я больше всего не любил, были длинные кроссы на уроке физкультуры. Они практически убивали меня. Моими наихудшими воспоминаниями уроков по физкультуре были пробежки длиной в милю, а затем обратно. Я возвращался с головокружением, рвотой, и мне приходилось лежать на скамейке в раздевалке с чувством, что сейчас я умру. И в устах моего друга эта история звучала как ужастик. Частью его военной подготовки был километровый кросс с полным рюкзаком за спиной. Разумеется, на финишной черте все ожидали окончания. Но когда они добегали, инструктор говорил: «Окей, ещё четверть мили». Разумеется, начинались жалобы. Но он отвечал: «Когда вы посреди сражения, у вас нет прочерченных линий, обозначающих пределы, до которых вас будет преследовать враг, или нет договорённости, что вы будете сражаться только до пяти вечера. Вы можете только предполагать как долго будет идти бой, но наверняка сказать нельзя. Вы должны быть готовы к тому, что это будет длиться реально долго. И вы должны учиться, как обнаружить внутренние ресурсы, на которые можно положиться, когда вас прижмёт так, что вам покажется, что у вас больше нет сил».
В точности то же самое верно и для битвы с омрачениями. Вы не можете предугадать, когда жажда заявит о себе или как долго она будет продолжать возвращаться, вновь и вновь. Иногда бывает так, что похоть действительно замолкает на недели и месяцы, но вы никогда не знаете, коль скоро она вновь и во всю силу заявит о себе, и вам нужно быть готовым к этой возможности.
Поэтому работа с неожиданностями - важное умение в практике, потому что вам придётся столкнуться с многочисленными непредвиденными вещами как изнутри, так и снаружи. Нужно выработать правильное отношение, правильную уверенность в своей способности распознать ситуацию. И этот вид уверенности нельзя получить на курсах по повышению чувства собственного достоинства. Её можно развить только фактической практикой работы с ситуациями, и, со временем, и изучением того, до какой степени вы можете положиться на силу вашего наблюдения, и где эти силы нужно бы заострить. Аджан Маха Буа отмечает, что когда омрачения перечисляются в книгах, то они излагаются стройными аккуратными списками, но когда они возникают в уме - то они не следуют этим спискам. Они не идут в правильном порядке. Они идут вперемешку, и вы должны быть готовы работать с ними вперемешку, по мере того, как они возникают. Король Таиланда однажды спросил Лон Пу Дьюна: «С какими омрачениями вы работаете вначале?». Ответ был такой: «С теми, которые возникают вначале». Иногда возникают утончённые омрачения, иногда - грубые. Они не выстраиваются в аккурат.
И опять-таки, хорошо, когда можно обозначить омрачения, чтобы иметь представление о том, с чем придётся работать, но будьте готовы к тому, что многое из того, что произойдёт в вашем уме, будет не таким, как это описано в книгах. Аджан Ли однажды сказал, что у ума так много путей, что ни одна книга на свете не сможет описать их все. Но, благо, есть некоторые основные схемы, на которых можно учиться и пытаться их применять. И если, когда вы пробежались по списку ваших умений и схем, вы всё ещё видите, что это не работает, вам придётся использовать собственную находчивость и пробовать новые подходы.
Вот почему одним из наиболее худших отношений, которое вы можете иметь к медитации, является надежда на то, что некий аджан скажет вам делать так-то, и на этом всё. Вам не нужно думать об этом - просто делайте вот так, так и так - следуйте его указаниям, и вы гарантированно доберётесь до конца пути. В данном случае вы сваливаете всю ответственность с себя на аджана. А вам необходимо быть готовым к тому, чтобы принять ответственность на себя: экспериментировать, пробовать различные подходы, учиться читать результаты. Таково умение медитировать. И именно так вы развиваете мудрость.
Это происходит из вашей готовности поместить себя в неопределённые ситуации - быть готовым к приключению, а не к экскурсии. Представьте себе туристов на этих круизах по островам Аляски. В целом люди проживают в плавающем отеле, и какой опыт они получают? Они сходят на сушу в разных портах, там они толпятся с гидами, которые предлагают им расфасованный и готовый к употреблению упакованный опыт диких мест Аляски. Затем они едут назад домой с этими пакетами впечатлений, так и не узнав для себя ничего нового. Они не развивают никаких умений. Они просто платят за шоу. Таковы туристы. А приключение начинается, когда вы готовы сами оказаться в неопределённой ситуации и учиться на этой неопределённости. Таков единственный путь к обретению подлинного прозрения.
Вот почему Будда учил, что есть три вида мудрости: на уровне понимания исходя из услышанного, на уровне размышления, и на уровне развития качеств ума. Только непосредственно на практике вы начинаете получать интуитивное ощущение, подлинное чувство того, что такое, скажем, осознанность, или какова бдительность, и на что эти качества способны. Вы можете уже знать что-либо об этих качествах в их потенциальном виде, но по мере их роста они могут развиться самым неожиданным образом. Они могут раскрыться и связаться также и с другими качествами ума. Поэтому в практике всегда есть элемент неопределённости, что требует вашей личной вовлечённости в обращении с тем, что вы узнали, в применении этого к тренировке каких-либо индивидуальных аспектов вашего ума. Это так, поскольку, как я уже сказал, никто никогда прежде не тренировал ваш индивидуальный ум, с его особой смесью омрачений. Вы должны будете сами тренировать его.
Поэтому посещайте те уроки, которые можете, изучайте карты, стройте планы. Но знайте, что планы могут разрушиться очень быстро. И знайте, что опора на свои собственные силы - это вовсе не плохо. Именно здесь происходит подлинное прозрение. Как говорит Аджан Маха Буа, мудрость не возникает, пока тебя не прижмёт в углу. Быть может это и не самое приятное место, в котором можно оказаться, но именно тут проявляются новые альтернативы, если, конечно, вы соизволите поискать их. В противном случае ваша практика будет похожа на плавленый сыр - не важно какой сыр поступает на фабрику, весь он смешивается с маслом и в результате вкус всегда один и тот же. Крафт Вельвета не изменился с тех пор, как я был ещё ребёнком. Быть может, они поменяли обёртку, но весь он очень предсказуемый, ерундовый. Но нам не нужен плавленый сыр в нашей практике. Нам не нужны ерундовые прозрения. Нам необходимо нечто получше.
Любая практика, которая требует меньше, чем ваше полное участие и меньше, чем ваша полная готовность выявлять, не способна преподнести вам стоящих сюрпризов. На самом деле пробуждение, когда оно приходит - это вполне удивительное событие. Поэтому учитесь тому, как работать с незначительными сюрпризами, и тогда и у больших сюрпризов будет возможность проявить себя, показать вам, что в жизни есть нечто особенное. В конце-концов, Будда сказал, что есть четыре благородные истины. Не вся жизнь - страдание. Часть жизни - это ещё и прекращение страданий - если вы раскроетесь тому, что может казаться невозможным или неосуществимым. Есть отрывок, где Будда говорит, что мы практикуем, чтобы увидеть то, что мы прежде никогда не видели, достичь того, чего прежде никогда не достигали, узнать то, чего прежде никогда не знали. Это означает быть готовым делать то, что мы никогда не делали, сталкиваться с тем, с чем мы никогда не планировали встречаться. Так что учитесь наслаждаться этим приключенческим аспектом пути, потому что он очень важен.


.
٭
© theravada.ru - при копировании материалов
просьба ставить прямую ссылку на наш сайт.