|
Вимуттимагга
- «Путь Освобождения»
(Упатисса, 1 век нашей эры). Краткий справочник о пути
буддийской практики. Считается, что оригинальный палийский
текст был давно утерян. Поэтому в течение веков обсуждения
этого текста основывались на китайской версии этой работы,
написанной в 5 веке. Палийское издание было опубликовано
в 1963 году {HPL p. 175-6}.
* (Ehara, Soma Thera, and Kheminda Thera, 1967, BPS)
Висуддхимагга
- «Путь Очищения»
(Буддагоса, 5 век). Важное руководство по буддийской
медитации, основанное как на палийской Типитаке, так
и на древних сингальских Комментариях. Это был первый
опус Буддагосы, написанный по распоряжению старцев
из Махавихара никаи «с целью проверить его способности,
прежде чем доверять более весомую и ответственную
работу по переводам сингальских комментариев на язык
пали». {EHBC p. 4}. Особым моментом Висуддхимагги
является то, что она разъясняет практики медитации,
которые лишь скользь освещены в суттах - а именно
- практики медитации касин. Этот момент породил противоречия,
касающиеся взаимосвязи джхан и випассаны, и эти споры
не утихают и по сей день. {BR p.145}
* (Pe Maung Tin, 1923-31, PTS)
* (Nanamoli Thera, 1956, BPS) (На русском языке -
Часть 1).
Винаявиниччхая
(Буддхадатта, 5 век). Краткое изложение первых четырёх
книг Винаи, написанное в стихотворной форме {HPL p.
177}.
Уттаравиниччхая
(Буддхадатта, 5 век). Краткое изложение Паривары,
пятой и последней книги Винаи, написанное в стихотворной
форме. {HPL p. 167; PLL p. 33 25}
Параматтхаманьюса
(Дхаммапала, 6 век). Комментарий на Висуддхимаггу.
Эта, самая ранняя из всех тик, «подробно разъясняет
краткие ссылки в Висуддхимагге… [.], составляет кладезь
традиционных интерпретаций» Дхаммы, а также даёт пояснения
по палийской грамматике {HPL p. 111-13}
Кхуддасиккха
(Дхаммасири; после 11 века). Краткий обзор по монашеской
дисциплине. Подразумевался для заучивания наизусть.
{PLL p. 35 27}
Муласиккха
(Махасамин; после 11 века.).
Ещё один краткий обзор по монашеской дисциплине. Подразумевался
для заучивания наизусть. {PLL p. 35 27}
Упасака-джаналанкара
(Ачарья Ананда Махатхера; ланкиец; 13 век). «Справочник
на языке пали по учениям Будды для мирян». {HPL p.
168}
Cарасангаха
(Сиддхаттха; 13 век). «Справочник по Дхамме» в стихе
и прозе. {HPL p. 141}
Сандесакатха
(неизвестный бирманский автор; 19 век). Работа «проливает
свет на
любопытные моменты во взаимоотношениях между Шри-Ланкой
и Бирмой» {PLL p. 48 44}
Сима-вивада-виничхая-катха
(неизвестный бирманский автор; 19 век). Ещё одна работа
этого автора, которая «проливает свет на любопытные
моменты во взаимоотношениях между Шри-Ланкой и Бирмой»
{PLL p. 48 44}
Панчагатидипана
(автор и дата неизвестны). Стихотворение из 114 строф,
описывающее пять форм рождений - в аду, в мире животных,
в мире голодных духов, в человеческом мире, в мире
небесных жителей (дэвов). {PLL p. 45 40}
Саддхаммопаяна
(автор и дата неизвестны). Собрание из 629 коротких
строф, восхваляющих Дхамму. {PLL p. 46 41}
Тела-катха-гатха
- «Строфы о котле с маслом»
(автор и дата неизвестны). Стих из 98 строф «приписываемый
Тхере, которого приговорили к смерти через погружение
в котёл с кипящим маслом. Его ложно обвинили в косвенной
помощи создания интриги, которую плела жена царя Тисы.
Кипящее масло не может ранить Тхеру и он произносит»
строфы, которые «связаны со смертью и мыслью о смерти,
о непостоянстве, о страданиях, об иллюзии души, и
т.д.» {PLL p. 46 41}
|
|